Продолжение.
Начало:
https://dzen.ru/profile/editor/id/5eb61fd99dbe95648c545224/63ddfcb5038df158fd3007a7/edit
Часть 1. «Первый» километр и «коровья» загадка, начертанная на берегах безымянного озера у ледника Удачный.
Теперь про тот «первый» километр, который одним из первых отделяет нашу стоянку от Софийского ледника, и который занимает «наша» морена.
Высоту ее над уровнем моря заявила карта - 2400м. Издалека, на подъезде к ней, морена выглядит вполне мирно, но вблизи - это сильно пересеченная местность, в кратерах которой спрятались, как сказал наш водитель, двенадцать озер. Мы на протяжении этого километра насчитали их чуть ли не двадцать, и тут же сбились со счета – они же все на одно лицо и беспорядочно разбросаны по всей морене, что ж их для пересчета перекладывать с одного края на другой? Много их, если считать и маленькие. Вода, как в самом Акколе, так и в большинстве озер морены, молочно-белая из-за, все той же, ледниковой муки, которую несет река из-под Софийского ледника и которая, каким-то образом, просачивается даже в обособленные от Аккола озера на морене. В этой куче озер нам удалось найти всего лишь два-три с чистой бирюзовой водой. К ним нам пришлось ходить по воду от стоянки на единственной обширной и живописной поляне, где теперь строят базу. На этот поход за водой пришлось тратить не менее получаса каждый раз. А в последовавших после прибытия радиалках, из-за пересеченности моренной местности, весь километр ее протяженности, мы проходили за целый час ходьбы. Хотя, может быть, это время растягивал еще и мой фотоаппарат?
К двум последним километровым отрезкам мы вернемся завтра, когда пойдем к леднику и послезавтра - к ледопаду. А сегодня нас интересует только «первый» – моренный километр.
Надо сказать, что морена, на которой мы разбили лагерь, казалась островом, длиной почти в километр. Хотя, на самом деле, остров был островом только наполовину – полуостров это, вытянутый с юго-запада на северо-восток. Одной своей неширокой стороной, метров в двести, он, все-таки, цепляется за материк, за тот черный хребет на снимке, расположившийся к западу от «нашей» морены.
Протяженность морены можно принять за один километр условно – если ее мерить только до «нашего» озера. Но озеро, как бы слегка привстало на цыпочки, а снизу ее одной ногой подперла «наша» морена, которая этой ногой и упирается в материк - черную скалу за озером. Поэтому, если считать с этой хилой «ногой», то полуостров-морена будет уже размером в два километра. «Нога» в расчетах нужна, если идешь по ней до той «черной» скалы, вдоль которой мы будем двигаться послезавтра к ледопаду.
Завтра к Софийскому леднику мы по «ноге» не пойдем, а в начале «нашего» озера перебредем Аккол и повернем на северо-запад к леднику – в этом случае длина морены и получится в один километр.
И сегодня «ногу» мы только слегка потрогаем и повернем на юг к леднику Удачный.
С севера морену ограничивает сначала озеро на северо-западе, а потом Аккол, бегущий от Софийского ледника. После того, как Аккол, двигаясь от ледника на восток, проскользнет через это озеро, а, выйдя из него, побежит на северо-восток, он продолжит это направление уже до конца морены.
С юго-запада морену начинает окружать безымянный поток, идущий с другого ледника – Удачный, отделенного на юго-востоке от Софийского только той «черной» скальной грядой, которую мы еще часто будем упоминать. Через юг и дальше, к северо-востоку «нашей» морены, безымянный поток заканчивает свое «мутное» дело.
Эти два потока: с ледника Удачный и с ледника Софийский, ниже поляны, на которой собирается «раскинуться» наш лагерь из одной палатки, на северо-востоке морены, сходятся в один Аккол, основательно опоясав нас молочно-белесыми своими водами.
Вот тот поток из ледника Удачный и интересует нас сегодня, благо мы сэкономили время с помощью квадроцикла, и до темноты у нас достаточно времени, чтобы эта речка проводила нас к своему леднику.
Маршрут этого почти двухнедельного, если считать и дорогу, похода, Антон доверил разрабатывать мне. Главная его цель - Софийский ледник, куда я два предыдущих раза не прорвался, может быть потому, что он предполагался «одним из» в большом ряду других целей тех походов и оставлялся на их окончание. Видимо, такого пренебрежения к себе ледник не допускает – надо бы к нему, с приличествующим ему подобострастием, индивидуальный поход планировать.
Дома я досконально изучил район, нашел в диаметрально противоположных сторонах ледника пару интересных и безымянных озер, до которых дошагать без пота невозможно. Эти озера расширят ареал наших побегушек вокруг ледника, раскрасят их и сделают наше долгое скитание там обоснованным. И мы поехали.
Вариантов начала было несколько – все зависело от того, куда нас подвезут, и еще от погоды. Когда нас доставили до самой поляны, где мы собирались жить и отсюда ходить в радиалки, и, при этом, у нас впереди еще полдня, вариантов на этот день уже не осталось, кроме последнего, не очевидного из дома – похода к ближнему и безымянному озеру под ледником Удачный. И сегодня же. До Удачного всего километра четыре расстояния, может меньше, и немного высоты – метров триста. Легкая же прогулка! Мы побросали вещи и налегке пошли по морене вдоль безымянного потока, зовущего нас к леднику Удачный.
Проходя мимо разливов этого притока Аккола, невозможно не отвлечься на съемку его обнажившегося дна - время было раннее, ледник еще не принялся усиленно таять и не заполнил то, что за ночь уступил суше. Не знаю как вам, а мне такие штучки очень нравятся.
Поднимаемся на первую высокую морену вон там, по географически левой стороне потока, по границе камней и зеленки. Мы, конечно, не думаем, что вот осилим этот, видимый отсюда подъем, и там, за переломом, нас ждет озеро. Так и получилось: за этим абрисом подъем не заканчивается – дальше он метров триста идет, с небольшим уже набором, пока не упирается в еще одну морену из крупного курума, метров пятидесяти высотой. Но штурмовать ее в лоб не стоит, нужно перейти поток между обломками скал в ее правом углу. Там за ними будет еще один каменный водоскат, не более тридцати метров высоты, вдоль которого и надо подниматься - он менее крут и высок, чем склон морены здесь. И главное – более живописный!
Вон, между теми обломками справа (на предыдущем снимке), мы вошли, а поднялись на следующую морену слева, уже по географически правой стороне этого второго водоската.
Осилив и этот подъем вдоль второго водоската, наверху, мы увидели очередной разлив потока по небольшой "ровности" и в конце третью, невысокую уже, метров в 10-15, морену.
Мы одолели третий вал, и тут же невольно остановились в изумлении - озера на месте не оказалось. Свое, живописно испещренное многочисленными ручьями дно, оно оставило, а само куда-то отошло.
Это второе озеро после Маашея, которое я теперь знаю как «умершее». Надеюсь, здесь обошлось без природной катастрофы? Просто, наверное, вόды озера промыли неширокий вал, его ограничивающий, и оно ухнуло вниз.
Дождь сегодня начинается раньше, чем обычно...
Обнажившееся дно озера, все равно, представилось красивым, графичным и фотогеничным. Я бегаю по нему с фотоаппаратом уже в дожде и крупе, но ретироваться на базу не собираюсь.
Интересный момент - на этом безымянном озере обнажившееся дно густо помечено лепешками, казалось, коровьими. Я это упомянул не для скабрезности - меня удивляло, зачем коровы сюда поднимаются по таким камням и так высоко – они же, хоть и глупые, но не настолько, насколько туристы.
Про сегодняшнюю короткую вылазку можно было бы вообще не упоминать, но она же одарила нас чудесными впечатлениями от встречи с «ушедшим озером» и еще создала интригу - загадала загадку про коровьи тропы. А разгадку «коровьих» миграций я узнаю только через неделю, когда мы спустимся с озер Тураоюк. Пока же я отмахнулся от всех загадок, подумав, что где-то здесь есть подъемы намного проще, чем тот, по которому мы поднялись сюда и коровы их знают. Ну, или знают их пастухи. Хотя домашний скот на Алтае вполне самостоятелен и ходит сам по себе.
Дождь шуганул нас, и мы, все же, повернули оглобли к базе, не поднявшись вдоль следующего водоската, на фоне которого Антон минуту назад позировал мне. Не поднялись до верхнего малого, тоже безымянного, озера, перед самым ледником Удачный. А дождю того и надо было - сразу прекратился.
На этом безымянном озере мы не нашли ни следов человека, ни признаков его жизнедеятельности (коровьи «опечатки» не в счет). Было впечатление, что мы здесь одни на многие километры.
Продолжение следует:
https://dzen.ru/media/travelling_mountains_airspace/po-sledu-alpiiskoi-korovy-63de0458a1062a29d2a59c4a