Транспортная доступность остается одной из главных проблем Чукотки. В частности, чтобы добраться из главного аэропорта региона в столицу автономного округа необходимо пересечь Анадырский лиман. Летом водную преграду преодолевают на пароме или катере, а зимой — по льду. В межсезонье пассажиров и грузы приходится перевозить с берега на берег на вертолете, да и то при хорошей погоде.
Давняя проблема
Тема соединения Анадыря и Угольных Копий посредством круглогодичной переправы поднималась не раз. Например, в 2008-м Роман Копин, занявший в том году пост губернатора после Романа Абрамовича, пытался продвинуть идею строительства моста через залив. В этом вопросе его поддержал и тогдашний полпред президента РФ в Дальневосточном Федеральном Округе Олег Сафонов.
Но все осталось на уровне обсуждений. Да и многие эксперты в то время отмечали, что из-за своей дороговизны подобный проект вряд ли реализуют. Об окупаемости не могло быть и речи — инициатива изначально имела социальную направленность. Ежегодно через залив переправляется около 60 тыс. человек.
А может, канатную дорогу?
Позднее был предложен альтернативный вариант — канатная дорога. Осенью 2021-го местные власти сообщили, что по инициативе компании «Транслиман», получившей статус резидента Арктической зоны РФ, рассматривается вопрос о строительстве аэромоста протяженностью 7,6 км.
Авторы идеи отметили, что в течение двух лет проводили исследования, которые подтвердили техническую возможность реализации подобного проекта. Непосредственно на осуществление этого плана потребуется еще три года, включая разработку необходимой документации и возведение сопутствующей инфраструктуры. Что касается стоимости, то, по предварительным подсчетам, для создания канатки потребуется почти 4 млрд руб. Считается, что при достаточно высоком пассажирском и грузовом трафике дорога сможет выйти на самоокупаемость и не станет бременем для местного бюджета.
В случае осуществления проекта, время в пути между берегами составит не более получаса. Движение предполагается двусторонним. В эксплуатации будет находиться одновременно четыре кабины вместимостью до 35 человек и 3 тонн груза. Стоимость билета — около 500 руб. В позапрошлом году в «Транслимане» заявляли, что успех кампании зависит от воли региональных властей и, разумеется, решения финансовой стороны вопроса.
«Если вы о чем-то мечтаете, этого надо добиваться»
В августе 2022-го полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев призвал Чукотку быть активнее в этом направлении. Вице-премьер заметил, что губернатор региона неоднократно рассказывал ему о мечте сделать канатную дорогу через лиман и подчеркнул — «если вы о чем-то мечтаете, этого надо добиваться». К примеру, он побудил регулярно на различных мероприятиях презентовать соответствующий проект, вести переговоры с нужными людьми.
Этот призыв не заставил долго ждать, и уже в сентябре того же года на проходившем во Владивостоке экономическом форуме глава ЧАО Роман Копин подписал соглашение о взаимодействии с группой «Урбантех». Документ предусматривает в том числе и инвестиции в проект канатной дороги. Таким образом, на пути решения давней проблемы сделан важный шаг, приблизивший реализацию этой важнейшей для Чукотки инициативы.
Станет самой длинной в России
Сегодня самой длинной в России канатной дорогой для перевозки людей остается объект между Нижним Новгородом и Бором — 3,6 км. Если сооружение на Чукотке будет построено, то оно более чем в два раза превзойдет нынешнего рекордсмена.
Стоит отметить, что технические параметры чукотского объекта станут известны лишь позднее — не исключено, что маршрут протянется непосредственно до аэропорта, а не поселка Угольные Копи. В таком случае длина может составить порядка 10 км.