Признайтесь, каждый хоть раз задавал себе вопрос про мотивацию к работе. Если ты сам работник, то, наверное, посещала мысль о том, что какую-то маловатую премию выдал работодатель. В то же время сам работодатель задается вопросом, зачем мотивировать сотрудников, если они получают зарплату и должны выполнять свои обязанности.
Тут надо понимать, что мотивация сотрудников повышает их результативность, инициативность, они готовы брать на себя больше задач, в коллективе прекращается текучка кадров и становится меньше неожиданных увольнений ключевых сотрудников.
Первое, что приходит на ум при словосочетании «мотивация сотрудника», это повышение зарплаты или премия.
Такая мотивация относится к материальной, т.е. сотрудника вознаграждают за хорошую работу повышением размера оплаты труда.
Как это обычно реализуется:
- Бонусы за выполнение KPI. Это может быть определенный процент от оклада или фиксированная сумма.
- Процент от продаж. Чаще все применяют в сфере торговли и такая мотивация напрямую привязана к объему продаж.
- Премия за ценность сотрудника. Часто она является бонусом за выполнение дополнительных обязанностей, например, документооборота компании или выплатой за уникальные навыки.
Критерии премирования должны быть понятными и прозрачными. Их можно прописать либо в трудовом, либо в коллективном договоре. В любом случае сотрудник должен знать, за что он может получить премию, а за что может остаться без нее.
Еще одна очевидная мера материального стимулирования – повышение окладной части. Однако, если повышение делается с целью удержать отдельных сотрудников, оно таит в себе немало опасностей. Удержать таким образом работника, который уже написал заявление об увольнении можно, но ненадолго. Кроме того, это демотивирует других сотрудников.
Непосредственно размер зарплаты, если он не сильно ниже рынка, редко бывает истинной причиной увольнения, поэтому нужны и нематериальные способы мотивации.
К ним относятся бытовые и технические условия труда, благоприятный эмоциональный климат в коллективе и др.
Нематериальные способы мотивации не связаны напрямую с размером зарплаты сотрудника, но тоже требуют вложений со стороны работодателя. Для каждого нужен свой подход и подойдет своя мотивация.
Примеры такого стимулирования:
- Перспектива карьерного роста: есть куда расти и возможность для этого
- Получение опыта: обучение и наставничество
- Корпоративная культура и коллектив: поощрение комфортной и дружелюбной обстановки, организация совместных мероприятий
- Социальные гарантии: белая зарплата, отпуска, больничные
- Соблюдение режима труда и отдыха: удобный график без неоплачиваемых переработок
- Признание заслуг: системы социального поощрения сотрудника
Чтобы привлечь или удержать ценного работника, размер оплаты труда должен сочетаться с нематериальной мотивацией. Мотивация помогает выстроить команду, нацеленную на достижение общих результатов, и играть в долгую.