Доброго здравия.
Настоящая книга, впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, является изданием редакции журнала "Вестник Моды". Книга содержит правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века.
В четырех разделах подробно описаны: поведение светского человека в обществе (от первых выходов в свет до искусства одеваться); устройство домашней жизни (от меблировки помещений до важнейших событий в семье); жизнь вне дома (где описывается, как вести себя в церкви, в театре, в путешествиях и т.д.); жизнь при дворе, содержащая правила и обычаи, нужные при общении с царствующими особами. В заключение даются этикет письма и правила поведения мужчин в обществе. Книги изготовлены по технологии "печать по требованию".
Ручаюсь, что эта небольшая книжка, станет для большинства не только юных, но и взрослых читателей настоящим открытием. В книге написано о том , что можно и нужно регламентировать этикетом не только отдельные моменты жизни (свадьбу, юбилей), но буквально каждый шаг, и от этого мы отнюдь не станем скованы, наоборот - мы сможем освободиться от многочисленных помех, разрушающих нашу бытовую жизнь - хамства, невнимательности и сухости, чрезмерной эмоциональности. А также от более серьезных проблем и ошибок.
Ниже представлены фрагменты, с которыми вы можете ознакомиться
"Вежливость для ума тоже, что красота для лица" Вольтер.
Вѣжливость — это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить нашихъ дѣтей, такъ же какъ научаемся правильно говорить и одѣваться со вкусомъ.
Cвѣтскiя и общественныя отношенiя мужчинъ и женщинъ - подчиняются одному общему правилу, состоящему въ непремѣнномъ соблюднiи вежливости, любезности и такта, и въ отсутствiии эгоизма: руководствуясь этимъ, легко попасть на настоящую дорогу.
Вступленiе въ свѣтъ есть событiе въ жизни молодой дѣвушки, заставляющее сердце ея биться сильнее, а щеки вспыхивать отъ волненiя.
Дѣвушка начинаетъ выѣзжать въ светъ въ возрасте отъ 16 до 20 лѣтъ, смотря по ея развитiю и также по нѣкоторымъ обстоятельствамъ, относящимся къ ея матери и старшимъ сестрамъ,.она начинаетъ ѣздить въ театры, на рауты, балы и обѣды, дѣлаетъ съ матерью всѣ визиты и вмѣстѣ съ нею принимать гостей у себя дома.
Между мужемъ и женою, братомъ и сестрой, дядей и племянницей, кузеномъ и кузиной всегда должно чувствоваться разстоянiе, созданное различieмъ половъ: съ одной стороны необходимы скромность и сдержанность, съ другой—уваженiе и предупредительность.
Мужчина становится грубъ и дикъ, какъ скоро онъ перестаетъ быть вѣжливымъ и внимательнымъ. Поэтому-то фамильярность и совершенная свобода въ дружбѣ могутъ существовать между мужчинами или между женщинами, но немыслимы между мужчиной и женщиной. Прибавимъ, что именно это легкое стесненiе и сдержанность придаетъ особенное очарованiе ихъ взаимнымъ отношенiеямъ.
Порядочньмъ человѣкомъ можно назвать только того, кому нечего скрывать ни отъ кого, и кто не имѣетъ причины краснѣть ни за одинъ поступокъ въ своей жизни. Благоразумный женатый человѣкъ не заводить себѣ приятелей внѣ своего домашняго очага: они ему не нужны, и къ тому же онъ знаетъ, что такiя посѣщенiя вовлекаютъ его въ элементы чуждые семейной жизни.
Тѣмъ не менѣе, всѣ мужчины, надѣясь на свой твердый характеръ, считаютъ себя въ правѣ имѣть такихъ прiятелей, которыхъ они не рѣшаются представить своимъ домашнимъ. Изъ подобныхъ отношенiй, однако, часто возникают серьезныя непрiятности.
Гуляя съ мужемъ и еще съ другимъ мужчиной, по улицѣ или въ саду, женщина должна идти между ними: само собою разумѣется, что она идетъ подъ руку только съ однимъ: идти подъ руку съ обоими крайне смеѣшно и некрасиво. Переднiя места в театре всегда предоставляются дамамъ, какъ бы ни былъ почтененъ возрастъ сопровождающихъ ихъ мужчинъ. Но въ ложѣ какой нибудь принцессы, министр сидит впереди статсъ-дамы принцессы, какъ бы знатны онѣ не были. Того требуетъ этикетъ.
Само собою разумеѣтся, что мужчина, сопровождающiй женщину, будь это его жена, родственница или знакомая, не долженъ ее покидать, чтобы разговаривать съ другими женщинами, или предлагать имъ свои услуги. В антракте ему позволительно отлучиться на нѣсколько минутъ, перекинуться нѣсколькими словами съ прiятелемъ въ фойе; но онъ не имѣстъ права останавливаться съ другими знакомыми ему женщинами. Если же въ ложу явятся другiе мужчины, чтобы побесѣдовать нѣсколько минутъ съ его дамой, онъ можетъ воспользоваться этимъ временемъ, чтобы повидаться съ своими знакомыми, но обязанъ вернуться раньше, чѣмъ его спутница останется одна.
Женщина считается потерявшей свое положенiе въ обществѣ съ того момента, какъ она вступила въ предосудительныя отношенiя къ мужчинѣ,
Замужняя женщина и вдова могутъ ходить однѣ въ церковь, по магазинамъ и дѣлать визиты.
Женщина, имѣющая мужа, не должна ѣздить безъ него на балы, въ театръ или на обѣды; если онъ не любить выѣздовъ, она осуждена дѣлить его уединенiе, конечно, если у нея нѣть дочери нѣвесты: въ послѣднемъ случаѣ мать обязана вывозить свою дочь.
Женщина должна избѣтать принимать свѣтскихъ знакомыхъ въ своей спальнѣ; молодая дѣвушка не можетъ позволить себѣ это ни подъ какимъ предлогомъ; въ спальню входятъ только врачъ, близкiй пожилой родственникъ, или священникъ, и то если больная не можетъ встать.
Женщина первая никогда не спрашиваетъ мужчину о его здоровьѣ; и только послѣ того, какъ онъ освѣдомился о томъ, какъ она себя чувствуетъ, она спрашиваетъ его объ этомъ же, но вскользь.
Глядя на нашу жизнь сквозь призму этой книжки , мы видим почти абсолютный контраст - такой, как будто однажды мы нарочно захотели жить вопреки традиционному этикету во всём и всегда. Но такая жизнь может привести только в тупик, поскольку этикет происходит из этики, из представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. У нас в жизни уже почти не осталось представлений об этом. Эта книга (в свое время скорей всего была совершенно рядовым изданием) способна открыть нам глаза.
Всем здравия и удачи!