Найти тему
Акулий глаз

«Мама, я сценарист»

Вчера мой сценарий вышел в финал (отобрали пять работ из тридцати), и очень скоро (в понедельник) я узнаю результаты питчинга. 

Питчинг — это киношный термин, и у него нет ёмкого аналога в русском языке. Если перевести наиболее точно, то это презентация  сценария перед потенциальными инвесторами. Для автора успешный питчинг — это когда сценарий понравился, его выбрали для съемок, автора наняли. 

Я обещала вам, что по итогу сценарного курса напишу о нем максимально подробно, так что обещание свое, как всегда, сдерживаю.

Для начала отвечу на вопрос — зачем я вообще туда пошла. Причин сразу несколько:

  • Тупо интересно. 

Я очень-очень любопытная Варвара. Да, я помню, что с носом там случилась неприятность. Но нам одноглазым терять нечего. Интересно, вот и пошла.

  • Сценарий — это текст.

Думала я и была не совсем права. Я постоянно прохожу какие-то обучения, связанные с текстом, потому что «писать тексты» — моя работа последние 5 лет. Я профессиональный коммерческий копирайтер: пишу тексты на заказ, читаю лекции по копирайтингу, занимаюсь наставничеством, веду блоги. Поэтому и сюда пошла — авось какие-то инсайты меня посетят, и работать станет еще интереснее.

  • Я реально хочу стать сценаристом

Да, я прям всерьез планировала войти в новую профессию, освоить её и активно в ней развиваться, чтобы через десять лет пить кофе с братьями Коэнами и Тарантино говорить: «Квентин, передай вон те конфеты, уж больно они у вас вкусные». 

Пока вместо Квентина у меня диалоги с Савелием. Примерно так выглядит процесс моей работы.
Пока вместо Квентина у меня диалоги с Савелием. Примерно так выглядит процесс моей работы.

Дальше про сам курс. Я не буду давать вам точные координаты, потому что не хочу вас путать. Курсов для будущих сценаристов тьма, и каждый должен выбрать тот, который подходит именно ему: почитать описание, ознакомиться с форматом, пристреляться к лекторам — подходят они вам или нет, интересно вам у этих людей учиться или нет. Я бы не хотела, чтобы вы пошли на курс, потому что Аня Захарова его рекомендовала, а потом разочаровались, и я осталась виноватой.

Мой курс шел 3 месяца. Главным мастером на нем был Алексей Сашин — сценарист, продюсер и даже актер. Он прям клевый. Лично на мой вкус — харизматичный, профессиональный, слушать его лекции было интересно, вещал с юмором и знанием дела. 

Алексей Сашин. Мой мастер на курсе.
Алексей Сашин. Мой мастер на курсе.

Две лекции примерно по два часа каждую неделю. После каждой лекции домашнее задание. Выполняешь, ждешь проверки от куратора, обсуждаешь косяки с куратором, исправляешь, снова ждёшь обратную связь и так далее. Темп серьезный, работы было много, материал рассчитан на увлеченных взрослых людей: плотно, быстро, ориентировано на практику. Опять же лично для меня такой вариант — самый лучший.

А теперь те самые инсайты, которые я вынесла из курса.

  1. Если вы много читаете художественной прозы (как я), то вы большой молодец, но в сценарном деле вам это не поможет. И даже может навредить. Не, нам там, конечно, никто не говорил: «Ни в коем случае не читайте!» Но просто нужно понимать, что сценарий для фильма и проза — это совершенно разные вещи, и нельзя переложить одно на другое. Вот вообще нельзя. Совсем никак.

А что же нужно?

Смотреть кино. Классное кино. Качественное кино. С сильными сценариями. А еще РАЗНОЕ кино.

Вот это уже совет на миллион. Смотреть, пересматривать, разбирать по молекулам. Если любите, то это ваше. Меня, если честно, уже трясет от фильмов. Меня от них тошнит, потому что случился явный передоз. Я прям устала! Надеюсь, это временно.

2.Быть сценаристом — это НЕ писать.

Быть сценаристом — это переписывать. Постоянно переписывать. И опять переписывать. И снова переписывать. А потом сделать читку с актерами и вообще все переписать. Потом переписать в сотый раз, поплакать немножко в уголочке и пойти куда? Правильно — переписывать снова. В копирайтинге оптимальным считается — три итерации правок. Больше — это уже за гранью, это уже показатель того, что либо клиент странный и не понимает, что ему нужно, либо исполнитель непрофессиональный. В сценариях все не так. Тут априори нужно настраиваться на миллион переписываний!

А я это не люблю. Я отчет не могу дважды сделать один и тот же. Когда я создавала с нуля отдел в банке, то сама по первости делала все формы отчетов, и первым человеком, которого я СРОЧНО себе наняла в штат, стал аналитик, который собирал мне отчеты по моим шаблонам. Потому что я просто не могу делать дважды одно и то же. Но кому я вру. Я могу. Я одиннадцать раз переписала сценарий. Пишу и плачу. Шутка) Я истерически смеюсь.

3.Бойтесь мастера/куратора, который в вас очень верит.

Мой куратор Игорь очень в меня верил, поэтому я не хочу видеть его и слышать ближайшие пару недель. А вы думаете кто меня заставлял переписывать? Я сама бы остановилась на пятом варианте. Ну на шестом. Но чтобы одиннадцать — это вообще не моя история. 

Примерно такие были переписки в начале работы
Примерно такие были переписки в начале работы

— Игорь, ловите самый последний вариант. Все! Я лучше уже не смогу.

— Очень хорошо, но диалог надо переписать. Вы сможете, Аня, я это точно знаю. Через два часа пришлете?

— Нет, Игорь. Я не могу лучше.

— Посмотрите фильм, который вас вдохновляет. Какие там диалоги?

— Хорошие там диалоги. Очень хорошие. Но я не Меньшов. Он такой один был. У меня нет его таланта. Вы допускаете, что я просто не могу лучше? 

— Не допускаю. Жду через 2 часа.

Мы ежедневно созванивались в скайпе, он постоянно ставил передо мной все новые и новые невыполнимые (как мне казалось) задачи. Я закатывала глаз и протез до небес, но садилась и делала. И в итоге сделала. Удивительно! 

А это уже в конце.
А это уже в конце.

4.Ничего не получится с кондачка. 

И не то чтобы я раньше этого не знала. Но тут я как думала: «Я хорошо пишу. У меня есть чумовая история, которую можно очень круто упаковать. Посмотрю лекции, буду делать домашки. Ну сколько там надо листов? Двадцать? Ну ой. Для меня это раз плюнуть. Между делом курс я этот пройду и стану сценаристом. Всего делов». 

Ну вы поняли — наивный деревенский ребенок. Ничего из этого не оправдалось. Каждую лекцию я переслушивала по 2-3 раза (и еще буду, когда перестанет тошнить 😅). Это очень-очень сложно! Это настоящая профессия. Серьезная, с кучей особенностей и нюансов, которые нужно учитывать. Нельзя просто сесть и вообще ни с хрена написать сценарий.

Говорят, что вот так с кондачка стал писателем и режиссером Шукшин. Но я больше не верю в эту мульку. 

5.Никогда не говори «никогда».

Тут нужна длинная предыстория. 

Я веду вечный спор с Кириллом и абсолютно всеми моими друзьями на тему «минус балл за оформление» в школе. Ну это когда ученик решил задачу абсолютно правильно, но не отступил условные две клеточки сверху и три клеточки слева. Я считаю, что это несправедливо, потому что главное - чтобы было правильное решение и ответ, а уж сколько там где клеточек — неважно. Мои оппоненты говорят, что это очень важно, и «минус балл» должен простимулировать детей с детства все правильно оформлять. Мой контраргумент — это, конечно, личная история. Потому что я безобразно вела всю жизнь записи, но была круглой отличницей. Баллы мне не снижали, потому что я с младших классов решала олимпиадные задания и вообще еле успевала рукой за мыслью. Придирки к оформлению точно меня бы демотивировали.

Так вот. Сценарий — это формат. Жесткий! Очень жесткий. Минимальное «отступ не там», и всё пропало. Я до позавчерашнего дня даже не догадывалась — насколько это важно. И в итоге мне пришлось не просто переписывать в очередной раз сценарий, а в последние минуты до дедлайна заносить весь текст в специальную программу и ручками все править. И никому это нельзя было делегировать ни за какие деньги. Короче, ёжики плакали, но продолжали… Вот уж я вчера вспоминала наши горячие споры, когда я размахивала руками и говорила:

— Да ни разу в жизни мне это не понадобилось. А там, где нужно, я нанимаю спокойно человека, и он мне все отступы делает. Мне это не надо. Ну не такой я человек!

Такой 😂 Очень даже такой. Сидела вчера, как миленькая, и правила. По мне скакал Савелий, в костюме белого медведя рядом терся Егор об меня, как о Земную ось. Мама закатывала глаза до небес, потому что время 20:00, а я еще восьмой раз не поела… И вот я сидела и отрабатывала все обиды, которые нанесла Богу «Колонтитулов и отступов». Отработала. Но тоже мутит до сих пор.

Вот так я переделывала свое кривое оформление. Нужно было успеть до 21:00.
Вот так я переделывала свое кривое оформление. Нужно было успеть до 21:00.

В 20:00 мне нужно было укладывать Савку, но я не могла. Я сидела и вносила в КИТ (специальная программа для сценаристов) свой сценарий в нужном формате. Я психовала, мысленно материлась, меня аж всю ломало изнутри — ну почему я должна заниматься такой фигней. Это был очень поучительный час моей жизни. Кажется, я за этот час похудела кила на два.

Но самое главное, что я все сделала, и Игорь посмотрел, одобрил и отправил Лёше.

И если бы я курила, то я бы закурила. А если бы пила, то выпила бы. Еще могла бы станцевать, если бы умела танцевать. Или спеть, если бы не было заложено ухо.

Но я просто зашла на кухню, достала телефон и сфоткала себя. Максимально упоротую себя для истории. Чтобы не возникло соблазна когда-нибудь ляпнуть что-то вроде: «Да что ты, там несложно было. Ерунда». Нет! Это было сложно, тяжело, хотелось плакать, но я это сделала. 

Вот так примерно я выгляжу на том самом фото
Вот так примерно я выгляжу на том самом фото

И в очередной (сотый) раз я убедилась в том, что ничто не сравнится с эйфорией от преодоления трудностей. Трудности нужны! Желательно, чтобы это были не отваливающиеся органы, а какие-то другие трудности, но они обязательно должны быть. И у нас. И у наших детей. Надо это помнить. Не забывать.

Все! 

(держите, пожалуйста, за меня кулаки; скоро узнаем результаты)