Божественному храму в посёлке Большаково несказанно повезло, и не только из-за того, что после нецелевого использования советского периода, кирха реконструирована и вновь является связующим звеном между человеком и Богом. Важнее другое – в ней служат добрые и светлые люди. Своим путешественникам я всегда советую зайти внутрь, чтобы прочувствовать значение слова «искренность», которая здесь во всём – от веры до любви к делу.
Впервые литовско-прусский хутор Гросс Скайсгиррен упоминается в 1583 г. Лютеранский приход в «Светлой роще» основан в 1693 г. За несколько лет до этого началось возведение первой деревянной лютеранской кирхи. Простояла недолго – в 1713 г. её снёс ураган. Финальная конструкция с башней появилась в 1773 г.
На том беды не закончились. Очередную принесла с собой армия Наполеона: кирху превратили в хлев для лошадей; половина населения вымерла от принесенного солдатами тифа. Побывал здесь и сам «корсиканский дьявол», жил в доме пастора.
Небеса сочли осквернение святого места непозволительным: в 1818 г. послали на Гросс Скайсгиррен очередную бурю, снесшую кровлю и наклонившую башню. Кирху вновь перестроили, она обзавелась новым шпилем, алтарными принадлежностями (украденными французами) и органом, а также забором с воротами (элемент сохранился до сих пор).
Во время штурма в 1945 г., самый большой поселок В.Пруссии несколько раз переходил из рук в руки. Удивительно, но кирха тогда не пострадала, а вот уже при СССР: демонтирована башня, ризница и притвор разрушены, окна заложили кирпичом, внутри лютеранского храма открыли … кинотеатр и дом культуры.
Лишь в конце девяностых кирха была передана православной общине и началось восстановление, которое шло долго, но с верой в неизбежность успеха. Теперь внутри располагается храм, освященный в честь святых Кирилла и Мефодия, братьев из Солуни, создателей старославянской азбуки.
Любопытное совпадение: распространение славянского языка связано с попыткой Кирилла и Мефодия добиться от Папы Римского права проводить на нем богослужения в землях Моравии (чтобы избавить те от «опеки» немецких епископов), а теперь их святые лики хранят православную церковь внутри германской кирхи.