19 февраля 1985 года Boeing 747SP (укороченная версия для дальних перелётов) авиакомпании China Airlines летел из Тайбэя (Тайвань) в Лос-Анджелес (США). На борту находился 251 пассажир. Так как полёт был долгий - 11 часов - на борту находился сдвоенный экипаж. Он состоял из двух капитанов, двух бортинженеров, второго пилота и бортпроводников - всего 23 человека. На первом этапе самолётом управлял основной экипаж. После набора высоты все трое отправились отдыхать пять часов, отдав управление второму капитану и бортинженеру. Отдохнув, они вернулись в кабину и приступили к управлению лайнером.
После почти десяти часов полёта на высоте 12500 метров лайнер попал в зону турбулентности. В этот момент он находился в 550-ти километрах от побережья США. Автомат тяги начал корректировать тягу двигателей, чтобы сохранять заданную скорость. Вскоре экипаж обнаружил что внешний правый двигатель (№4) не реагирует на изменение параметров, а затем он и вовсе заглох. КВС приказал второму пилоту запросить у диспетчера снижение, а бортинженеру перезапустить двигатель. Но попытка повторного запуска оказалась неудачной. Самолёт начал терять скорость.
Из-за того, что с левой стороны работали два двигателя, а с правой только один, возник дисбаланс тяги. Автопилот с этим не справлялся, в результате самолёт начал крениться вправо. Вскоре самолёт вошёл в облачность и пилоты потеряли пространственную ориентацию. Между тем, крен увеличивался. Когда командир обратил внимание на авиагоризонт, линия его наклона стала вертикальной, а затем и вовсе ушла за левый край.
Самолёт поворачивался вокруг своей оси и даже какое-то время летел вверх ногами, а потом ушёл в крутое пике. В салоне непристёгнутые пассажиры вываливались из кресел и бились о стены, пол и потолок. Вместе с ними по салону летали подносы, посуда и ручная кладь. Пристёгнутые же испытывали дикие перегрузки, их с огромной силой вдавливало в кресла.
КВС отключил автопилот и пытался выровнять лайнер, но у него не было каких-либо ориентиров и он не понимал в каком положении они сейчас находятся. Между тем, из-за перегрузки у боинга оторвались створки шасси и начали отделяться другие части. Лишь когда лайнер вышел из облачности, командир увидел линию горизонта и начал выравниваться относительно неё. Ему удалось перевести воздушное судно в горизонтальный полёт на высоте 2900 метров.
Бортинженер попытался запустить двигатель №4 и ему это удалось. Больше ничего не мешало нормальному полёту, однако экипаж обнаружил что основные стойки шасси из-за перегрузок вывалились из гондол и не убираются обратно. Поэтому пилоты решили садиться ближайшем аэропорту — Сан-Франциско. Посадку произвели без проблем.
Боинг получил серьёзные повреждения. Помимо створок шасси, у правого горизонтального стабилизатора вырвало кусок длиной 1,5 метра. А у левого оторвался кусок в 3 метра, включая все рули высоты, разорвав линии одной из гидравлических систем. Крылья выгнулись на 5 сантиметров вверх. На борту никто не погиб, но 2 человека получили серьёзные травмы.
Следователям пришлось изрядно попотеть, чтобы восстановить данные параметрического “чёрного ящика”, так как перегрузки сильно повредили его системы. Было установлено, что действительно заглох крайний правый двигатель. Но это был не критический отказ, такой самолёт может лететь и на трёх. Командир приказал осуществить повторный запуск двигателя на высоте 12500 метров, хотя эту процедуру рекомендуется проводить на высоте максимум 9000 метров, так как выше может быть недостаточно кислорода для зажигания. В свою очередь бортинженер в спешке нарушил процедуру запуска, а именно не закрыл воздушный клапан. В результате перезапустить двигатель не удалось.
В этот момент капитан сосредоточился только на двигателе и скорости, поэтому не обращал внимания на другие приборы. Кроме того, он полностью доверял автопилоту, который из-за чрезмерной ассиметрии тяги и падения скорости не справлялся с ситуацией. В итоге КВС своевременно не перешёл на ручное управление, чтобы парировать правый крен. К тому времени как он это сделал самолёт был в облаках и ориентировка была уже потеряна, а самолёт перешёл в пике. Таким образом, основной причиной происшествия стал не отказ двигателя, а банальная невнимательность капитана.
По результатам расследования не было выпущено никаких рекомендаций. Самолёт отремонтировали и он летал до 2005 года.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram