Позже я убедилась, что Авдотья Фёдоровна и впрямь была ведьмой. Или как там называют таких баб? Колдуньей? Ведуньей? Знахаркой? Но как бы ни склонял народ ей подобных, спрос на их силу и знания всегда был велик. Люди шли к ней со всякой бедой, большой и поменьше: у кого корова не несла, у кого муж загулял, кто-то ребёнка зачать не мог, а другой, наоборот, хотел его прям из чрева к праотцам отправить. Бабка Дуня принимала всех: гадала, ворожила, колдовала, заговаривала, готовила снадобья и притирки, лечила и, судя по всему, даже калечила. Задёргивала она занавесочку в своей каморке на кухне и вершила судьбы человеков согласно их слепым и бесхитростным желаниям. За то люди несли ей деньги, вещи, продукты. Бабка всё брала, но позже некоторые подарки разглядывала, а потом, чертыхаясь выносила их из дома.
— Ох, не будет тебе житья, любушка, ох не будет, — обращалась к кому-то бабка, глядя на подношение и качала головой. Она оборачивала подарок в тряпицу и несла его на зады, чтобы там сжечь или закопать.
По особым дням с раннего утра ходила баб Дуня в лес за травами. Ждать её было немного жутко и утомительно, поэтому через какое-то время я напросилась с ней. Она улыбнулась довольно, будто ждала этой просьбы, и в следующий раз взяла меня с собой.
Каждый раз у лесной кромки баб Дуня остановилась, оглядывалась, проверяя, что вокруг нет лишних глаз, и кланялась по сторонам, что-то шепча себе под нос.
— Запомни, милк, — сказала она как-то мне, — если хочешь в лесу даров набрать и себя там не потерять, или, чего хуже — жизнь свою, попроси разрешения на вход у его хранителей.
— А кто это?
— Как начнешь в лицо их узнавать, так и разберёшься. Сейчас это неважно. Пока запомни только то, что в каждом месте они разные. И должности, так сказать, у них разные. Кто-то мудрый и серьёзный, кто-то озорной и пакостливый, а некоторый настолько злостный, что и со свету сжить может — не всякий лесной народец будет рад твоему появлению. Поэтому приходи к нему с уважением и с подарками. Проси у них разрешения на вход и помощь на выход. Благодари за гостеприимство и за дары. Веди себя тихо и даже в мыслях никого не обижай. Тогда будет тебе добро.
Бабка Дуня доставала из кармана старой брезентовой куртки несколько монет, конфеты без фантиков и клала их куда-нибудь под куст, присыпав землёй.
По травы мы ходили нечасто, но долго: уходили рано утром, возвращались под вечер. Бабуля говорила, что ходим мы там, где нога простого человека не ступает, где чистые и неиспорченные травы. Но сколько бы ни хаживала я с ней на травяной промысел, никак не могла понять, почему в одну сторону мы идём долго, а назад возвращаемся быстро.
— Баб Дунь, мы назад какой-то другой дорогой идём?
— Нет, девонька, всё теми же местами.
— А почему так быстро?
— Просто вперёд я лешими тропами хожу, чтобы никто мест тех не узнал, а назад — человечьими возвращаюсь, — ответила мне бабка и метнула в мою сторону хитрый взгляд.
Я остановилась и стала смотреть по сторонам, пытаясь понять, по какой тропе мы сейчас идём: по человечьей или по лешей.
— Голову себе не морочь, — поняла мои мысли бабка. — Всё равно не разберёшь. Тут не глазами смотреть надо.
— А чем? — удивилась я и зажмурилась, ожидая хоть что-нибудь понять.
— Когда время придёт, тогда и узнаёшь, — ответила она и зашагала вперёд.
— А когда оно придёт? — не унималась я.
— Когда узнаешь, тогда и придёт.
Больше ничего добиться от бабки мне не удалось, и после того разговора за травами мы больше ходили. Баб Дуня сказала, что время полезное вышло, но мне казалось, лукавит она – боялась бабулька, что я узнаю лишнего, а этого, видать, мне пока не полагалось. С вещами попроще она делилась охотно, учила меня наблюдать за всем и быть осторожной.
— Смотри, — сказала она однажды, когда мы шли в деревенскую лавку за хлебом, — вон деньги кто-то обронил. Сколько там?
Я подошла к горсточке монет и пошевелила носком тапка траву. На первый взгляд денег хватило бы на две добротные шоколадки или три мороженого, но брать их в руки крайне не хотелось. Я стояла и смотрела на них, не в силах понять, почему между мной и деньгами висит такая ощутимая густая плотность.
— Молодец, — поняла баб Дуня. — На них хвори свои кто-то скинул, а ты почуяла.
Я отдёрнула ногу и отёрла нос обуви об траву.
– Я даже догадываюсь, кто скинул, – продолжила бабка. Она взяла палку, копнула ей неглубокую ямку и сдвинула туда монеты, засыпав их землей.
— Ба, а кто это сделал?
— Меньше будешь знать, лучше будешь спать, — пресекла моё любопытство баб Дуня. — Могу только сказать, что не время ей от болезней избавляться – не поумнела ишшо. К тому же это я их на неё навела. Да и не помогут тут эти монетки. Силёнок у неё маловато, чтобы такие перебросы делать.
Бабка дёрнула меня за руку и повлекла за собой.
— Ба, а зачем ты на людей болезни наводишь? – спросила я, немного оробев.
— Знаешь, как волков называют?
— Нет, — ответила я. – Как?
— Санитары леса. Слышала такое?
Я отрицательно помотала головой.
— Если где в лесу какое животное слабое есть, волки его задирают. Со здоровым и сильным им не справиться. Даже стаей. А с больным легко. Зато лес будет чистым и болезнь, даст бог, не распространиться.
Вообще, было странно слышать от баб Дуни упоминания о Боге, особенно учитывая то, чем она занималась. Но случалось, она упомнила Его и однажды мне даже показалось, что она молилась. Всё это никак не укладывались у меня в голове, но спросить прямо я боялась.
— Так вот и я лес санитарю, — баб Дуня покосилась на меня и хитро улыбнулась. — Если где какая паршивая овца заведётся, я ей место показываю. Или человечек какой придёт сам, да и закажет её.
— Ну это же нечестно! — возмутилась я, испугавшись, что с лёгкостью сойду за ту самую паршивую овцу.
— Всё честно. Если ты жизни не боишься и законы её не блюдёшь, неминуемо придёт расплата. От меня или от кого другого — неважно. Но придёт обязательно. А я помогаю этой расплате случиться.
— А какие они эти законы?
— Какие? Самые что ни на есть человеческие: коль уж ты человеком зовёшься, будь добр им быть. А если ты падла редкостная и душонка твоя плесенью подёрнулась, то не удивляйся, что рано или поздно на тебя санитар леса выйдет.
Баб Дуня засмеялась сипло, довольная своим сравнением.
— Ведь хороший человек он какой? – продолжила она. – Светлый. Он богу виден и его дорогами ходит. Волков на тех дорогах обычно не водится. А если и встретятся, то и отцепятся быстро. Светлый человек светом защищён. Но если ты скорбь, зависть и злобу в своё нутро стяжаешь, то обязательно на тёмную тропинку выйдешь. По-другому никак. А там я. Или ещё кто.
— Бабуль, а вот ты сама, — я замялась, — ты сама-то волков не боишься? Ты же тоже, ну, это…
— Законы нарушаю, – помогла она мне.
– Угу, – кивнула я.
– Боюсь! Как же? Но с волками жить – по волчьи выть. Про это ты хоть слышала?
– Угу, – снова согласилась я.
– Тут только силу копить остаётся, и ей же меряться.
— А если не получается быть хорошим человеком? — я покосилась на бабку. — Я же тоже, как… как… та овца испорченная.
– С чего ты взяла? – бабка Дуня остановилась и посмотрела на меня лукаво.
– Ну, мама с папой так говорят, ругаются на меня всё время. Да и веду я себя… не очень… Что же меня? Тоже, как овцу?
Бабуля молчала, позволяя мне закончить мысль.
– Я же, знаешь, всегда делаю что-то плохое. Потом спрашиваю себя: зачем сделала? А сама не знаю, зачем. Слово себе даю, больше так не делать. Но потом опять что-то делаю и ничего не могу. Как же быть? Я не хочу, чтобы меня волки съели!
— Брось, касатка, не плохая ты, а ш`алая. Сила в тебе есть, вот она покоя и не даёт. Ты думаешь, почему я на тебя внимание обратила? Вижу, как мучает она тебя, как распирает. Но если научишься ей управлять – легче будет.
Баб Дуня сжала губы в тонкую полосочку. Я уже успела понять, что этим выраженем лица заканчиваются любые обсуждения, и не стала больше ни о чём спрашивать.
Начало и продолжение повести по ссылкам:
Часть 1: https://dzen.ru/a/Y8ZLKLkcLFLayAOq
Часть 2: https://dzen.ru/a/Y8ex-gdF63zNmdtG
Часть 3: https://dzen.ru/a/Y8vR-9VL8FnuMnQ5
Часть 4: https://dzen.ru/a/Y85qdcQaJU-G3xzc
Часть 5: https://dzen.ru/a/Y850gzpsgDJDTm2R
Часть 6: https://dzen.ru/a/Y9D4KAZ1KhLjzH15
Часть 7: https://dzen.ru/a/Y9PJQkK8pnQDANcD
Часть 8: https://dzen.ru/a/Y9kSuVfOKFMOFbl2
********
Понравился рассказ?
Вы можете поблагодарить меня материально через перевод на карту Сбербанк
5469530010067006
Ирина Васильевна Л.