Найти тему
Равновесие

Теория привязанности на примере "Полианны" - избегающий тип привязанности

Один из любимых персонажей многих - Полианна из одноименной книги Элинор Портер. Такая хорошо воспитанная, позитивная девочка из прекрасной семьи, но что-то в ней настораживает, да?

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Давайте попробуем разобрать с точки зрения теории привязанности? Мне кажется, что ее тип привязанности с родителями - избегающая, причем, в «красной» зоне. Если по-простому, то это ситуация глубокой заброшенности ребенка, полный и предсказуемый игнор всех его потребностей. А ведь заметьте, в книге нет фигуры отца или матери (оба умерли). Но мы можем достаточно четко представить, какими они были.

Стремление Полианны к радости - точно ли тут есть библейский мотив, как это подается в книге? Дети с избегающим типом привязанности очень часто показательно позитивны - ведь их родители не выносят негатива в любом проявлении.

Почему родители Полианны такие? В самом начале книги нам говорят, что все дети мамы умерли во младенчестве - это значит, что мама сталкивалась с множеством потерь, и, более чем вероятно, была в затяжной депрессии, ей точно было не до Полианны.

При встрече с теткой, которую Полианна видит впервые, она моментально бросается в ее объятия. В обычной жизни вне книжного сюжета это, как правило, настораживающий признак того, что ребенок неблагополучен. Нет, вполне нормально проявлять сдержанную доброжелательность. Но попытка моментально войти в близость с человеком, с которым ты едва познакомился - это нехорошо.

Это очень характерная черта для детей, которые воспитывались в детском доме - бросаться в объятия потенциальных "мам" и "пап", быстро строить отношения со взрослыми, чтобы быть в безопасности. Но Полианна росла в семье, скажете вы, она не сирота. Да, но очевидно, что в этой семье ее потребности не брались во внимание, родители были где-то в своем мире, а девочка росла "сиротой" при живых родителях.

Собственно, история повторяется, когда девочка попадает к тете Полли - та абсолютно не готова становиться приемной матерью, не хочет быть надежным и теплым взрослым для этого как снег на голову свалившегося ребенка.

Но для того, чтобы выжить, девочке нужна мать. Поэтому нужно очаровывать тетю, восхищаясь ее добротой, даже когда она наказывает. Это абсолютно наигранно и неестественно - потому что едва закрывается дверь, вспомните сюжет, Полианна совершенно искренне не сдерживает рыданий.

Тип привязанности - это стратегия взаимодействия со взрослым, внутри которой ребенок максимально адаптируется к среде. Полианна адаптируется отлично - она не только очаровывает тетю, но и находит еще одну фигуру привязанности, которой растапливает сердце.

Многие скажут: мол, если бы девочка вела себя иначе, стучала ногами по стене, метаморфозы с тетей Полли не случилось бы.

Полианна могла бы вести себя иначе, и тетя Полли тоже стала бы другой. Но это было возможно только если бы изначально тетя Полли была не такая, как нам описывают ее в книге.

Давайте посмотрим на тетю Полли: она холодная старая дева. Ей не нужен ребенок. Ее стратегия воспитания - максимальная строгость. На языке привязанности это «предсказуемое постоянное пренебрежение потребностями ребенка, нечувствительность к потребностям ребенка. Как я описала, в этой ситуации нужно быть непоколебимой «девочкой-праздником», чтобы вызвать сперва некоторое удивление, потом и умиление.

При каких же родителях дети, условно, стучат ногами и сердятся? Могут при безопасной привязанности, если это естественное проявление негативных чувств (ребенок знает, что родитель примет эти чувства, и свободно выражает их).

А может быть и при тревожно-амбивалентном типе привязанности, когда родитель - непредсказуем. Что это значит? Что мама может быть утром нежная и ласковая, а вечером может наорать и отшлепать. Что за одно и то же «преступление» можно схлопотать по-разному. Что могут наказать, а потом пойти и купить новую игрушку. Или наврать в чем-то, что ребенок уже понимает как вранье. Такое поведение родителя ребенок считывает как «небезопасное» - никогда не знаешь, какой будет реакция. И для выживания нужно сделать родителя предсказуемым. Топание ногами - один из методов вывести родителя в предсказуемость, даже если это означает сделать родителя злым (потому что, ну правда, иногда добренькая мама страшнее, чем злая - кто знает, что там у нее на уме?)

Второй метод - стать беспомощным (мама тогда становится более предсказуемой и пляшет вокруг дитятки в попытке помочь).

Кстати, парадоксальная вещь - предсказуемость безопаснее для психики ребенка, даже если речь идет о тотальном пренебрежении. То есть ребенок, которого каждый день по расписанию бьют, будет более сохранным психически, чем тот, кого могут в один день бить и ругать, а в другой - зацеловывать и хвалить.

С чем согласны, с чем нет? Какую книгу/фильм хотелось бы с этой точки зрения еще разобрать?

___________________________

Если вам хотелось бы разобраться, как спокойнее реагировать на ситуации, возникающие в быту с вашим ребенком или подростком, приходите к нам на онлайн-тренинг "Достаточно спокойная мать".

Наверное, каждая мама хоть раз попадала в ситуацию, когда не хватило сил реагировать спокойно. Взрыв эмоций,  за ним - чувство вины. Конфликт остается нерешенным или усугубляется.

На практикуме "Достаточно спокойная мать" мы будем шаг за шагом разбираться, что мешает нам сохранять спокойствие, что заставляет нервничать, что двигает нами, когда мы включаем максимальную громкость общения с ребенком.

Если вам нужна онлайн-консультация детского и подросткового психолога, напишите нам в whatsapp или telegram +7-910-862-3217