Найти тему
Лётчик Миша

Ан-2. Последний герой российской авиации. Самый народный самолет уже 75 лет в небе

Ан-2 на цветущем поле
Ан-2 на цветущем поле
"Ан-2—моя большая удача"

Сказал главный конструктор О.К.Антонов.

В августе 1947г в Новосибирске Ан-2 впервые поднялся в воздух. За 75 лет выпущено более 18 тысяч самолетов, за что «Аннушка» попала в книгу рекордов Гиннеса.

Пассажирский Ан-2
Пассажирский Ан-2

Изначально Антонов разрабатывал сельскохозяйственную машину, но самолёт получился настолько удачным и универсальным, что было создано 28 модификаций! Из них:

  • Сельскохозяйственный
  • Пассажирский
  • Лесопожарный
  • Транспортно-десантный
  • Санитарный и.т.д
-3
  • Ан-2СХ Сельскохозяйственный
Ан-2 орошает поля
Ан-2 орошает поля

Имел бак с химическими веществами на 1400л для орошения полей против вредителей, а так же для удобрений. Выпускался в СССР, Китае и Польше.

Летное училище
Летное училище

Практически все выпускники лётных училищ СССР после выпуска проходили через сельхоз работы на Ан-2. «На химии работал», говорят они и задумчиво улыбаются, вспоминая те тёплые, душевные дни, первые полеты, лето, первую любовь…

  • Ан-2П Пассажирский, 12 мест
Прилетели
Прилетели

Каждое утро тысячи "везделётов" разлетались с больших и малых аэродромов по всему Союзу.

Аэропорты кипели! В эфир пилотам невозможно было воткнуться. На кругу находилось по 10 самолетов! Шум моторов стоял на весь город.

Вспоминает пилот первого класса, командир Ан-2, Виктор.

Ан-2 в Казани
Ан-2 в Казани

Маршрутная сеть была огромной! В каждом селе и городе были аэропорты.

В России работало около 2 тысяч аэродромов, не считая мелкие посадочные площадки. Сейчас около 200.

Ан-2 привез пассажиров в Колпашево
Ан-2 привез пассажиров в Колпашево

Из одного Ростова Ан-2 летали по более чем 100 направлениям! Из Омска в Калпашево было по 8 рейсов в день.

Ан-2. Мороз и солнце.
Ан-2. Мороз и солнце.

Характеристики Ан-2

  • Экипаж 2 человека
  • Вес пустого 3400-3690 кг. Максимальная взлетная масса 5500.
  • Максимальная скорость 236 км/ч. Крейсерская 180.
  • Дальность полета 990 км
  • Потолок (максимальная высота) 4200 м
  • Мощность двигателя 1000 л.с.
-10

Взлет и посадка

Ан-2 нужно всего 150-200 метров для разбега и пробега. Может сесть на траву, снег, лед и даже на воду. Удивительный, неприхотливый самолет.

Ан-2 на поплавках
Ан-2 на поплавках
Ан-2 на лыжах
Ан-2 на лыжах

На Ан-2 пилоты часто садились "с подбором". Подлетая к месту, где нужно приземлиться, будь то деревня или место экспедиции, пилот с воздуха выбирал ровную площадку, как правило поле. Несколько раз пролетал над ней на малой высоте, оценивал ветер, поверхность и садился.

Извиняюсь, что взял фото без спроса, уже очень красивое.
Извиняюсь, что взял фото без спроса, уже очень красивое.

Основной проблемой при посадке было "капотирование". Когда при резком торможении самолет втыкался носом в землю

Капотирование
Капотирование

А то и делал кувырок через нос.

Переворот через нос
Переворот через нос

Скорость взлета около 100 км/час

При сильном ветре у земли самолет взлетает практически с места. А при сильном встречном ветре на маршруте самолет и вовсе может лететь хвостом вперед.

Самолет не сваливается в штопор, проверял лично.

Кабина Ан-2

Кабина Ан-2
Кабина Ан-2

2 пилота, приборы "будильники", печка с забором воздуха от двигателя, 2 вентилятора от жары. Летом можно прям в полете открыть форточку и подымить немного.

Полет на малой высоте
Полет на малой высоте

Салон Ан-2

Типичный салон
Типичный салон

Лавочки на 12 мест вдоль иллюминаторов-типичный салон Ан-2. Туалета нет, иногда вместо него ставят ведро с крышкой. Шум ужасный и вибрация вдобавок.

Вид из окна
Вид из окна

Катастрофы

За 75 лет эксплуатации 785 самолетов потерпели крушение. Основные причины катастроф-отказ авиатехники и раздолбайство.

Небо лихачей не любит
Небо лихачей не любит

Отсутствие должного контроля за действиями пилота порождает лихачество и безответственность. Например, из-за вылетов в недопустимо плохую погоду разбились сотни Ан-2.

-21

24 сентября 1976 года 24-летний пилот Владимир Серков угнал Ан-2 в аэропорту Новосибирска и протаранил дом жены. Жены и тещи дома не оказалось, а сам пилот погиб.

Новосибирск 1976г. Таран пятиэтажки самолетом Ан-2
Новосибирск 1976г. Таран пятиэтажки самолетом Ан-2

Ан-2 сегодня

-23

В России осталось около 250 летающих Аннушек.

Около 1500 находятся на консервации.

-24
-25

Остальные 15 тысяч ржавеют в парках, сёлах, на заброшенных аэродромах великой сверхдержавы.

-26

Лично мне до слез больно, когда я вижу этот самолет, этого трудягу с оборванными крыльями, брошенным.

-27

Новая жизнь "Аннушки"

Байкал
Байкал

На новосибирском заводе разработаны несколько современных модификаций "ТВС2МС" и "Байкал" на базе Ан-2.

Но из-за чиновничьего произвола и бюрократии самолеты пока не могут массово занять нишу региональный авиации.

Последний герой

-29

Ан-2 поистине самый народный самолет. Гениальный в своей простоте, неприхотливости, с русским характером. Незаменимый в огромной стране, с большими рассмояниями между городами, с отдаленными населенными пунктами.

-30

Это первый самолет, которым мне давелось управлять. Я люблю его и очень надеюсь, что история Аннушки еще не закончена.

-31

Спасибо, что дочитали статью до конца! С вами был летчик Миша. Напишите, летали ли вы на Ан-2, и когда это было. Подписывайтесь и слушайте мою рок-группу SAHALIN

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц