Помню была середина ноября и в Петербурге, как обычно, было холодно и дождливо. Но, как обычно, радовали большие музейные выставки, на одной из которых я впервые увидела «Мост в Лондоне» Мстислава Добужинского. Увидела и влюбилась навсегда. Влюбилась в запечатленную художником атмосферу, которую, казалось, можно было ощутить физически.
Короткий осенний или зимний день, сумерки, и дождь, конца которому не видно. И ты мокнешь под этим дождем, засматриваясь на светящиеся окна доходников, особняков, дворцов на Невском, Литейном, Кирочной и хочется оказаться там, внутри, в тепле.
Так и в этой работе, глядя сквозь лондонский ливень в сумерках на два светящихся окна, хочется попасть туда. Может, там живет смотритель моста, который угостит тебя горячим чаем и расскажет множество интересный историй о городе и жизни? Или, может, там хранятся залежи старых фотоальбомов, писем, приятных мелочей из чьего-то счастливого прошлого? Как бы наивно это не звучало, но стоя тогда в Русском музее и глядя на эти светящиеся окна Тауэр-бриджа, мне хотелось, чтобы за ними обязательно было что-то хорошее.
В реальности же, если верить существующим историям, все было не столь романтично. В начале XX века верхнюю переходную площадку, подъем на которую осуществлялся через башни, облюбовали карманники и женщины легкого поведения из-за чего в 1910 году переход закрыли.
Но, так или иначе, потрясающее творение Хораса Джонса было и остается одним из самых впечатляющих сооружений Лондона, а работа Добужинского – одним из лучших произведений лондонской серии мастера и не только.
Мстислав Добужинский был выдающимся живописцем, графиком, театральным художником и одним из наиболее значительных мастеров объединения «Мир искусства». Он родился и жил в России, затем в Литве, Америке, много путешествовал по Англии, Франции, Италии. Его своеобразный творческий метод сложился в жанре городского пейзажа, но, в отличие от других мастеров, Добужинского вдохновляла непарадная сторона города – главными героями его работ часто становились атмосферные городские закоулки и дворы. Как он сам писал в воспоминаниях:
«Теперь я точно впервые увидел наяву то, что меня так смутно волновало в юности в романах Достоевского, и я всё больше чувствовал, что Петербург всем своим обликом, со всеми контрастами трагического, курьезного, величественного и уютного, действительно единственный и самый фантастический город в мире. ... волновало то, что этот мир, каким я его увидел, кажется, еще никем не был замечен, и, как художник, я точно первый открываю его с его томительной и горькой поэзией».
Кроме того, художника всегда привлекали острота композиционных решений и интересные ракурсы, усиливающие динамику и внутреннее напряжение. Таковы петербургские городские пейзажи мастера и таков «Мост в Лондоне». Мстислав Добужинский создал эту работу в 1908 году, после своей первой поездки в Лондон. Во время этого путешествия его, как и в Петербурге, манили непарадные, индустриальные места города, но и центр он показал с необычных точек зрения. Некую схожесть Лондона и Петербурга отмечает Добужинский в письме Александру Бенуа из своего второго путешествия в столицу Англии в 1914 году:
«Лондон со дня на день все больше на меня «действует» и подбивает на работу. Я почти ежедневно ухожу с альбомом в неведанные места и каждый раз нахожу удивительные вещи. Ты знаешь, какое наслаждение делать «открытия», и в Лондоне масса неожиданностей и курьезов.
На меня Лондон действует совсем по-особенному. Париж – тот дает разнообразную радость. Лондон же часто пугает, как Петербург, и это ведь тоже неплохое ощущение».
Эти «открытия» Добужинского всегда удивительны. Его взгляд – это взгляд человека будущего – фотографа или кинооператора. Из шумной и все более ускоряющейся повседневной жизни он выхватывает сиюминутные мгновения и запечатлевает их так, что у зрителя непременно возникает ощущение присутствия. Листы бумаги и картона Добужинский превращает в волшебные окна или кадры хроники, погружающие нас в жизнь мастера и позволяющие увидеть мир таким, каким видел его он сам.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!