Найти тему
ВТБ Страна

Звезды «Русских сезонов»: от Анны Павловой до Вацлава Нижинского

Оглавление
Жюль Фландрен. «Павлова и Нижинский», около 1920 года, музей изобразительных искусств имени Андре Мальро, Гавр © Public Domain
Жюль Фландрен. «Павлова и Нижинский», около 1920 года, музей изобразительных искусств имени Андре Мальро, Гавр © Public Domain

«Русские сезоны» впервые познакомили европейцев с русским балетом. Чутье Дягилева не подвело: на сцену вышли танцоры, на долгое время ставшие мировым эталоном балетной школы. Превзойти такой идеал оказалось почти невозможно. Познакомимся со звездами «Русских сезонов» и разберемся, почему без них антреприза Дягилева вряд ли добилась бы такого бешеного успеха.

Анна Павлова: «русский лебедь»

С детства Анна мечтала быть лучшей русской балериной. Во время учебы в театральном училище ее называли «второй Павловой» из-за старшей однофамилицы Варвары. Но позже именно Анна вошла в историю.

Среди других танцовщиц Анна Павлова не выделялась техничностью. Зато, выходя на сцену, она будто рушила все законы гравитации — не прыгая, а порхая словно неземное, эфемерное существо. В сочетании с драматическим талантом и природной легкостью это позволило ей миновать кордебалет и быстро добиться успехов в Императорском театре.

В 1907 году она впервые исполнила поставленную Михаилом Фокиным миниатюру «Умирающий лебедь». Нежность, грация и доступный только Павловой драматизм превратил хореографию в символ русского балета 20 века. Балетовед Вера Красовская писала: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь».

Анна Павлова 'Умирающий лебедь'

Но для амбициозной молодой девушки такого успеха было недостаточно. Считается, что Павлова сама предложила Дягилеву включить балетные постановки в его «Русские сезоны», которые до этого знакомили Европу только с русской оперой.

Валентин Серов. Анна Павлова в балете «Сильфиды», 1909 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Валентин Серов. Анна Павлова в балете «Сильфиды», 1909 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Анна Павлова не прогадала: дягилевская антреприза открыла ей путь к мировому признанию. После премьерных показов «Павильона Армиды», «Сильфид» и «Клеопатры» европейская публика влюбилась в танцовщицу. Директор Метрополитен-оперы даже подписал с ней месячный контракт. Ее замерший в арабеске образ, который Валентин Серов запечатлел на одной из афиш Сезонов, на долгое время превратился в символ русского балета в Европе.

После исполнения заглавной роли в «Жизели» в 1911 году Анна Павлова покинула труппу Дягилева. Впереди ее ждала длинная карьера с постоянными гастролями в США, Индии, Японии и даже Австралии. Рекордное количество выходов на сцену превратили Павлову в легенду мирового балета еще при жизни.

Тамара Карсавина: «жар-птица русского балета»

Не меньшую популярность «Русские сезоны» подарили Тамаре Карсавиной, хотя до первых гастролей она почти не привлекала к себе внимание публики. Карсавина всегда старательно училась, с детства была окружена танцами (ее отец был танцовщиком), быстро добилась главных партий на сцене Мариинского театра. Но все больше казалось, что величайшей танцовщицы из нее не выйдет.

Тамара Карсавина в роли Жар-птицы, 1910 год © Public Domain
Тамара Карсавина в роли Жар-птицы, 1910 год © Public Domain

Все изменил Дягилев, когда пригласил Тамару в труппу «Русских сезонов». Настоящий фурор произвел дуэт танцовщицы с Вацлавом Нижинским. После премьерного показа «Жар-птицы» Карсавину стали называть «Жар-птицей русского балета», а письма с приглашениями о сотрудничестве посыпались со всего света.

Тамара Карсавина стала примой-балериной дягилевского балета сразу после ухода Анны Павловой из труппы. Танцовщицы всегда соперничали, а публика часто сравнивала балерин, даже противопоставляла их образы на сцене. Так, Вера Красовская писала:

«Жар-птица Карсавиной стала одним из тревожных символов времени, как и Лебедь Павловой. В этих образах, созданных Фокиным для двух величайших художниц танца, отлились два полюса жизни и искусства: трагическое бегство от трагедии и острое предчувствие ее неизбежности».

Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в роли Жизели и Альберта в постановке «Жизель», 1910 год © Public Domain
Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в роли Жизели и Альберта в постановке «Жизель», 1910 год © Public Domain

Карсавина прожила долгую жизнь: гастролировала, преподавала, снималась в немых фильмах и даже стала вице-президентом Королевской академии танца в Великобритании. Но в отличие от многих артистов антрепризы Дягилева она сохранила теплые отношения с импресарио до самой его смерти и посвятила ему последнюю главу своих воспоминаний.

Вацлав Нижинский: «человек-птица»

Не только балерина постоянно была в центре внимания публики. Танцовщик из помощника и спутника танцовщицы превращался на сцене «Русских сезонов» в самостоятельную фигуру. Выровнять мужскую и женскую роль в балете сумел фаворит Дягилева — Вацлав Нижинский.

Будучи еще совсем молодым танцовщиком, Нижинский поражал современников легкостью и элевацией — высоким, парящим и продолжительным прыжком. «Человек-птица», как вскоре его прозвали, почти сразу после прихода в Мариинский театр стал партнером Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Тамары Карсавиной.

Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев в Ницце, 1911 год © Public Domain
Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев в Ницце, 1911 год © Public Domain

Но настоящий успех пришел к танцовщику после знакомства с Сергеем Дягилевым. Чутье антрепренера подсказало, что перед ним — редкий талант. С тех пор Дягилев делал все, чтобы Нижинский посвящал свою жизнь только танцам. К тому же с подопечным его связали близкие личные отношения.

А. Берт. Вацлав Нижинский в балете «Шахерезада», около 1912 года, Париж © Public Domain
А. Берт. Вацлав Нижинский в балете «Шахерезада», около 1912 года, Париж © Public Domain

С 1909 по 1913 год Вацлав был главным танцовщиком, а потом и балетмейстером труппы Дягилева. Как хореограф он обращался к смелым и оригинальным формам танца, а наставник «Русских сезонов» во всем его поддерживал. Дягилев иногда даже был чрезмерен в своей опеке. Например, Нижинский не получал жалование: все его траты Дягилев оплачивал лично.

Карьера Нижинского летела вверх с бешеной скоростью, пока в 1913 году он втайне от всех не женился на своей поклоннице. Дягилев был в бешенстве от такого предательства: после стольких лет постоянной поддержки! Импресарио быстро избавился от провинившегося артиста. Тем более что никаких контрактов и договоров подписано не было: все их взаимодействие строилось только на основе личных договоренностей. Они не спасли Нижинского от краха.

Короткая головокружительная карьера Нижинского закончилась. Он пытался создать собственную антрепризу, но гастроли оказались неудачными и закончились финансовым крахом. Это стало причиной нервного срыва Вацлава и началом душевной болезни. Вскоре танцовщик попал в клинику, где ему поставили диагноз — шизофрения.

Леонид Мясин: продолжатель «Русских сезонов»

Сразу после ухода из труппы Нижинского его место занял совсем юный Леонид Мясин. Его карьера только началась: за спиной танцовщика еще не было Императорского театра и партий с великими балеринами. Сергей Дягилев обратил внимание на Мясина в Московском театральном училище: туда он попал в поисках новых дарований для своей труппы.

Леонид Мясин в балете «Легенда об Иосифе», 1914 год © Public Domain
Леонид Мясин в балете «Легенда об Иосифе», 1914 год © Public Domain

Единственный москвич антрепризы сильно отличался от остальных манерой исполнения — праздничной и темпераментной. Возможно, именно это покорило европейскую публику, когда Леонид впервые исполнил партию Иосифа в балете «Легенда об Иосифе» Михаила Фокина.

Почти до 1921 года Мясин успешно выступал и был главным балетмейстером «Русского балета». Но Дягилев снова не смог простить подопечному брак: после женитьбы Мясина на балерине Вере Савиной ему пришлось уйти из труппы.

Мария Толчиф и Фредерик Франклин в рекламе Русского балета Монте-Карло, 1955 год © Public Domain
Мария Толчиф и Фредерик Франклин в рекламе Русского балета Монте-Карло, 1955 год © Public Domain

Несмотря на разрыв отношений с Дягилевым, после его смерти именно Мясин не дал погибнуть антрепризе своего наставника. Он создал труппу «Русский балет в Монте-Карло», объединив бывших дягилевцев и продолжил традицию, созданную еще «Русскими сезонами».

Сергей Дягилев обладал чутьем, которому может позавидовать любой из современных продюсеров. В его труппу в разные времена попадали великие артисты. Их судьба сложилась по-разному: для одних «Русские сезоны» стали успешным трамплином к мировому признанию, для других же превратились в главную жизненную трагедию. Но Дягилев понимал, что только такие таланты смогут сделать русский балет по-настоящему мировым, и в этом он точно не ошибся.

До 19 февраля еще можно успеть познакомиться с «Русскими сезонами» ближе на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция» в Государственной Третьяковской галерее. Выставка проходит при поддержке Банка ВТБ, давнего друга и партнера музея.