Найти в Дзене
Виктор Никитин

The Doors- Morrison Hotel

Так получилось, что свой первый обзор об альбомах Дорз я начал с .... последнего L.A.Woman. Уж очень мне понравилось придуманное название статьи - L.A.Woman - Двери закрываются. Удачно получилось. Очень хочется написать о моем любимом первом альбоме, но вторым появился - The Soft Parade - необычный для Дорз и четвертый по счету. И вот еще один - Morrison Hotel. Это пятый альбом. Как и в прошлых статьях это будет рассказ больше о том времени и как этот альбом создавался, чем о песнях. Конечно, без них не обойтись. И все же это не анализ альбома с музыкальной точки зрения. Группа только что завершила работу над The Soft Parade и решила отметить это "походом в кафе", где они с удовольствием полакомились пиццей и запили все это изрядным количество пива. Вернувшись в студию они сели поиграть и не договариваясь стали играть блюзовые мелодии, которые приходили на ум. Им это так понравилось, что без всякого обсуждения они решили, что основой следующего альбома должен стать блюз. Работа над а

Так получилось, что свой первый обзор об альбомах Дорз я начал с .... последнего L.A.Woman. Уж очень мне понравилось придуманное название статьи - L.A.Woman - Двери закрываются. Удачно получилось. Очень хочется написать о моем любимом первом альбоме, но вторым появился - The Soft Parade - необычный для Дорз и четвертый по счету. И вот еще один - Morrison Hotel. Это пятый альбом. Как и в прошлых статьях это будет рассказ больше о том времени и как этот альбом создавался, чем о песнях. Конечно, без них не обойтись. И все же это не анализ альбома с музыкальной точки зрения.

Группа только что завершила работу над The Soft Parade и решила отметить это "походом в кафе", где они с удовольствием полакомились пиццей и запили все это изрядным количество пива. Вернувшись в студию они сели поиграть и не договариваясь стали играть блюзовые мелодии, которые приходили на ум. Им это так понравилось, что без всякого обсуждения они решили, что основой следующего альбома должен стать блюз.

Работа над альбомом началась в ноябре 1969 года и закончилась в феврале 1970 года выходом альбома в свет. За совсем небольшой период группа справилась с большим объемом работы, учитывая ненадежность Джима. Но Джим был на удивление покладист.

Обложка альбома
Обложка альбома

По-прежнему командой Дорз руководил Пол Ротшильд, и за звук отвечал Брюс Ботник, который убрал фортепиано, записанное задом наперед, струнную секцию, и они практически отказались от экспериментов. Брюс по-новому выделил ударные, придав им новое звучание. Группа приходила в студию, делала записи, иногда совершенно неподготовленные, из которых Пол с Брюсом собрали как из элементов конструктора все песни. Все получилось как -то органично и очень быстро. Пол отказался от множества дублей и не придирался к игре музыкантов. Этот альбом можно было бы назвать "live album", который, кстати, от них требовала фирма Electra.

Внутренние страницы обложки.
Внутренние страницы обложки.

Примером работы над песнями может служить первая запись на альбоме Roadhouse Blues. Группа решила, что это должен быть блюз. Больше никаких договоренностей не было. Даже текста. Робби дурачился в студии с риффом. Джим вслушивался, и вдруг выдал текст, попросив Робби еще раз сыграть этот рифф. В песне звучит губная гармошка. На ней играет Джон Себастиан из Lovin' Spoonful. Но его лейбл не давал разрешение на его участие в записи без указания лейбла. Поэтому на альбоме он значится как G.Puglese, что-то типа "девичьей фамилии" его отца.

-3

Постепенно каждый добавлял свои партии, а Брюс отфильтровывал ненужное. И к концу сессии песня была практически готова. Кроме Джона Себастиана, они пригласили еще басиста, чтобы сделать звук более густым. Им был Лонни Мак. Вообще в записи принимали участие несколько бас-гитаристов. Он случайно появился в этой записи. Один из звукорежиссеров столкнулся с ним на улице, где тот пытался заработать на жизнь продажей Библии прямо у дверей студии. Видимо, дела как у гитариста у него шли не сильно хорошо. Для Лонни приглашение в Дорз было неожиданным. И он сразу попал на запись Roadhouse Blues и записал басовую партию практически с первого раза. Самая великолепная часть этой песни - обратите внимание, если будете переслушивать - это там где Робби открывает припев, а Джим ревет Let it roll!!! - и все сокрушающая мощь баса Лонни буквально обрушивается на вас. Это удивительно, что группа обошлась на этом альбоме практически без дублей.

В начале песни слышатся возгласы Джима :"Робби, давай", но Лонни всем потом рассказывал, что Джим кричит :"Лонни, давай". Всем казалось, что Лонни и себя в этом убедил.

Следующие песни также записывались на едином дыхании. Рифф для The Spy - был замедленной адаптацией Hello Baby Blues Дэнни Калба. Ниже его версия. Джиму эта версия понравилась, и он сразу взял уже готовые стихи из своей "волшебной" старенькой записной книжки и наложил на музыку.

У Джима были стихи, которые назывались "Истории об абортах", которые вряд ли можно было использовать на альбоме под таким названием. Правда, там не было ни слова об абортах. Поэтому Джим легко согласился сменить название - теперь эта песня известна как Peace Frog

Indian Summer - одна из ранних песен Дорз. Написана для их первого альбома, но из-за схожести с The End уступила ей место. И вот она дождалась своего времени и вышла на этом альбоме. Музыку к ней написал Робби, когда он брал уроки индийской музыки у индийской учительницы. Тогда он находился под влиянием музыки Рави Шанкара.

В эту же сессию группа записала L'America. Но она попала в следующий альбом. Кригер признается, что рифф в этой песни он взял с песни Fannin Street Дэйва Рэя. Хотя есть еще одна версия этой песни в исполнении Ледбелли. Дорз предложили эту песню для фильма Антониони "Забриски Пойнт". Антониони сам приехал в студию со своим продюсером и сказал:"И это песня для нашего фильма?" Нетрудно догадаться, что песня в фильм не вошла.

Hard Rock Cafe.
Hard Rock Cafe.

Рэй придумал название альбома и концепцию обложки, проезжая мимо отеля "Моррисон" в центре Лос-Анджелеса. Это была обычная ночлежка, где можно было остановиться за 2.5 дол на ночь.

Робби:

"Мы пригласили фотографа Генри Дилтца, чтобы сделать фотографии внутри отеля. Но их портье запретил фотографировать в холле. Пришлось довольствоваться кадрами снаружи. Но на какое-то мгновение портье отлучился и Генри приказал нам всем бежать внутрь. Он все-таки успел сделать несколько фото внутри, прежде чем портье вернулся. Обложка была у нас в кармане!"

Другой интересный факт тоже связан с обложкой этого альбома. После фотосессии с Дилтцем группа решила перекусить. Поблизости они нашли только Hard Rock Cafe (это совсем не та сеть кафе по всему миру, что она сейчас представляет из себя, и слово Rock скорее всего означало "скала"). Ведь в то время и фразы такой "hard rock" не было в обиходе. И названия не имело отношения к рок-н-роллу. В отличие от портье в отеле, бармен разрешил фотографироваться внутри, при условии что группа закажет напитки.

-5

Робби:

"Съемки привлекли внимание бродяг и бомжей, которых было достаточное количество рядом с кафе. Один из них попросил у Джима немного денег. По просьбе Джима он согласился отработать данные ему деньги. Он умел свистеть. Он сказал:" Я умею свистеть громче всех в мире". И он засвистел так, что мы заткнули уши." Мы спросили его как он это делает и он сказал:"Это подарок Иисуса". Нам пришлось раскошелиться. Он собрал приличную сумму, возможно он вообще никогда такой суммы не держал в руках".

Кстати, первая и вторая сторона альбома имеют отдельные названия - так первая сторона называется Hard Rock Cafe. Вторая - Morrison Hotel. Это тоже некоторая особенность альбома.

Еще одна интересная вещь, связана с обложкой альбома. Робби и Джон во время своей поездки в Англию наткнулись на закусочную - желто-красная вывеска гласила Hard Rock Cafe. Хозяева кафе сказали, что придумывая название своему заведению, они наткнулись на заднюю обложку альбома. И они взяли название Hard Rock Cafe. Это было забавно. Робби и Джон посчитали это случайностью, но никогда не знаешь, как это все сложится в жизни. Сейчас это известная сеть кафе по всему миру.

Второй песней на альбоме была Waiting For Sun. Отличная песня. Но она не вошла в третий альбом с таким названием. Вообще я знаю только несколько случаев, когда песня с названием альбома не входит в него. Вот это первый случай - второй это Лед Зепп Houses of the Holy, которая тоже не вошла в этот альбом. Где-то на задворках моей памяти есть еще один такой случай, но сейчас не могу вспомнить. Может вы поможете?

Красивая и строгая песня - типичная для Дорз. Но она не была готова к одноименному альбому. И не вошла в него. Для The Soft Parade ее даже не рассматривали. И вот как с некоторыми другими ранними песнями Дорз, ей нашлось место на этом альбоме. И она пришлась как раз кстати.

Венчает альбом - Maggie M'Gill. Тяжелый и грубоватый блюз. С совершенно сырым голосом Джима. Сразу видно, что продюсерский вкус Пола Ротшильда никогда не касался этой записи. Возможно эта песня была посвящена Памеле Курсон.

На этом я остановлюсь. Альбом получился очень неплохим. Пожалуй, с некоторым проседанием в середине, но это мало заметно. От него не успеваешь устать - он длится всего 37 минут. Но это только лишь мое мнение.

==================

В статье использованы воспоминания Робби Кригера, Пола Ротшильда, Рэя Манзарека, зарубежная пресса.

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.

Еще о Дорз