Эксперты утверждают: уже в два года дети могут помогать родителям по дому, а к шести годам вполне способны нести ответственность за порядок в своей комнате. Однако во многих семьях наведение порядка превращается в почти ежедневную битву, а комната малыша — в поле боя.
Как сформировать у ребёнка привычку помогать родителям и даже приучить с энтузиазмом относиться к работе по дому? Герой мультсериала "Смешарики" Крош использовал для этого "умный дом", однако быстро понял, что самостоятельная уборка намного эффективнее. Поэтому мы поделимся рекомендациями и подборкой бытовой техники для детей, с которой уборка превратится в игру.
С чего начать взрослому?
1. Берём в привычку
Привычка поддерживать порядок начинает формироваться рано и требует дисциплины и последовательности. Чтобы приучить ребёнка убирать за собой без напоминаний, необходимо регулярно — а не время от времени — подключать его к домашним делам.
2. Запасаемся терпением
Убедитесь, что ваши ожидания реалистичны: ваша цель при совместной уборке с ребёнком — обучение, а не скорость и совершенство. Безусловно, вы гораздо быстрее разложите всё по местам, но постарайтесь сохранять терпение и не сосредотачиваться на конечном результате. Обязательно подбадривайте ребёнка в такие моменты: даже если результат не соответствует вашим ожиданиям, благодарить ребёнка за приложенные усилия, а не исполнение.
Не следует давать маленьким детям задания, если вам важно, чтобы они были сделаны хорошо и в срок — такую работу по дому лучше выполнить самостоятельно.
3. Подаём пример
Проанализируйте, как вы сами относитесь к наведению порядка. Вы моете посуду после еды, заправляете кровать каждое утро, всегда ставите вещи на место? Нравится ли вам самим убираться или для вас это тоже наказание? Дети повторяют за поведением взрослых и возмущаются любым двойным стандартам, царящим в доме.
4. Приобщаем к общим делам
Наблюдая за вами, дети учатся и время от времени пытаются внести свой вклад.
Допускайте детей до ваших повседневных дел: приступая к приготовлению обеда или мытью пола, не прогоняйте ребёнка в другую комнату. Если задача достаточно простая, позвольте ребёнку испытать свои силы — только вручите ему детскую метлу или неострый нож.
В этот момент важно не давать наставлений и воздержаться от замечаний, а плавно направлять их в нужное русло: чем более независимыми чувствуют себя дети, тем охотнее они берутся за новые задания и выполняют их от начала до конца.
💡 Не переделывайте за ребёнком результат его стараний — это может подорвать чувство уверенности в себе и своих силах и подавить желание пробовать что-то новое
5. Создаем чувство причастности
Дети жаждут ощущать свою значимость, нужность и связи с другими. Давайте ребёнку такую работу по дому, которая подарит ему чувство, что он вносит вклад в жизнь семьи.
Например, попросите помочь накрыть на стол — разносить салфетки, раскладывать приборы или пододвинуть стул для каждого члена семьи. Когда все сядут за стол, ребёнок увидит, что его усилия принесли результат, что он важен и нужен. Доверяя ребёнку посильные обязанности по дому, вы повышаете его самооценку и укрепляете его мироощущение как неотъемлемой части семьи.
6. Внедряем систему
Гораздо проще навести порядок, когда для каждой вещи отведено своё место. Проверьте, есть ли у вашего ребёнка место для хранения книг? Маленькая корзина для мусора в комнате? Полки под мягкие игрушки, машинки и цветные карандаши?
Ребёнку сложно придумать эффективную систему хранения в своей комнате, гораздо естественнее и приятнее видеть сразу все свои вещи на полу. Задача родителей — разделить вещи на группы и отвести для каждой зону хранения.
7. Убираем лишнее
Иногда кажется, что наводить порядок в доме с маленьким ребёнком — всё равно что убирать снег у подъезда в разгар снегопада. Вещей меньше не становится.
По мере взросления ребёнка количество вещей в детской комнате растёт, и место в комнате заканчивается. Поэтому важно вовремя избавляться от старого и ненужного: сломанные вещи можно выбросить, а те, которые ребёнок перерос — пожертвовать. Попробуйте вместе определить, с чем играть уже неинтересно, а что имеет эмоциональную ценность.
В каком возрасте уже пора?
Короткий ответ — как можно раньше.
Некоторым родителям хочется отложить тот момент, когда домашние обязанности войдут в повседневную жизнь детей: «ещё научится» и «пусть насладится детством». Однако слово «обязанности» едва ли применимо к уборке с малышами: это ещё одна форма совместной игры и возможность провести время вместе.
Главное выбирать те задания, которые по силам ребёнку в этом возрасте.
- 1–3 года
До четырех лет без напоминаний с вашей стороны не обойтись: малыш пока психологически не может сам запомнить, что надо наводить порядок в комнате и возвращать вещи на место.
В год ребёнок может начать помогать вам убирать игрушки. Он с радостью подключится к уборке, если команды будут простыми: принеси, подержи, собери. Сопровождайте раскладывание игрушек песенками и стройте рожицы — это часть ваших игр. Как вариант, попросите ребёнка сначала собрать, все оранжевые кубики или уложить спать всех кукол на полку.
В возрасте 2—3 лет малышам также под силу протирать пыль небольшой тряпочкой и относить грязное белье в корзину. Помогать маме складывать вещи после стирки или загружать в стиральную машинку — весёлое занятие для малыша, главное запомнить, что в корзине для белья — только грязные вещи, а момент, когда можно открыть дверцу стиральной машины, определяет только взрослый.
- 4 года
К этому возрасту можно ожидать от ребёнка определенной самостоятельности: ему нравится демонстрировать свои умения — воспользуйтесь этим. Малыш уже знает, где лежат его игрушки и как вернуть их на место. Подсказывайте ему и направляйте. Также его можно попросить помочь накрыть на стол и загрузить приборы в посудомоечную машину.
- 5–6 лет
По мере взросления дети всё меньше нуждаются в надзоре и напоминаниях, однако ваши указания должны быть сформулированы очень точно. Для пятилетнего ребёнка фраза «убери свою комнату» звучит сложно, но более конкретная команда «убери все машинки в белый ящик» вполне понятна.
В пять лет ребёнок способен заправлять кровать и раскладывать одежду по ящикам. К шести годам можно доверить ему накрыть на стол (лучше пока не давать бьющиеся предметы), пропылесосить ковёр, полить цветы с детской лейкой и приготовить очень простые блюда: салат или хлопья.
- 7–9 лет
Ваш первоклассник учится быть ответственным и независимым, поэтому не бойтесь доверить ему выполнить поручения в одиночку. В этом возрасте ребёнку по силам приготовить себе легкий завтрак, разгрузить посудомоечную машину и вынести мусор. Он также может покормить домашних животных и подмести полы. Ребёнка можно подключить к глажке белья и вместе приготовить ужин.
Поддержание порядка в собственной комнате — полностью его ответственность, более того, настало время наводить после себя порядок в ванной комнате и туалете.
💡 Списки и схемы: как только ребёнок научится читать, дайте ему подробный список дел по дому и сроками, в течение которых всё это должно быть выполнено. Для детей помладше проиллюстрируйте список картинками. Можно оставить в списке поля, где ребёнок поставит галочку рядом с выполненной задачей или наклеит стикер.
- 10–12 лет
В этом возрасте ребёнок уже может позаботиться о себе: готовить всё более сложные блюда, мыть посуду и обращаться со стиральной и посудомоечной машинами. Можно подключать его к помощи с младшими детьми: попросить почитать им или уложить спать.
Для работы по дому детям постарше лучше устанавливать временные рамки. Часто родители ожидают, что их поручения будут выполнены незамедлительно. Однако такого можно ждать от пятилетнего ребёнка, а детям в возрасте 10–13 лет стоит позволить сконцентрировать на том деле, которым они сейчас увлечённо заняты. Обозначьте, до какого времени вы ждете, что задание будет выполнено: «пока не уйдут друзья», «до обеда» или «до конца субботы». А затем проверяйте, примерив на себя роль ревизора.
Помните, что в любом возрасте ошибки неизбежны. Разбитая посуда, красные носки, постиранные с белым, и игрушки, убранные ребёнком в домик к коту — это значимые шаги на пути к пониманию того, что такое порядок.
Игрушки в помощь
Познакомить ребёнка с бытовыми приборами и выстроить приятные ассоциации с уборкой помогут игровые наборы.
Для малышей
Существуют простые сюжетно-ролевые игрушки, изображающие бытовую технику. Их предназначение — познакомить ребёнка помладше с внешним и внутренним строением, формой и функцией домашней утвари.
Например, игрушечный чайник и блендер — небольшие, яркие и очертаниями напоминают бытовые приборы. Вы можете без опасений доверить малышу игрушечный утюг, поставить лёгкую детскую гладильную доску и вместе приниматься за дело — ребёнок будет повторять за мамой.
В этом возрасте уже можно подключать ребёнка к настоящей уборке, например, доверить протереть пыль, надев малышу носок на руку. Но можно привнеси в уборку и элемент игры: подарите ребёнку собственный набор из метлы, щётки и совка или швабру и наводите чистоту вместе. Работу же более серьёзных домашних гаджетов можно изучить с помощью детского пылесоса или стиральной машинки — в ней можно «стирать» кукольную одежду.
Вместе с малышом можно начинать готовить на реальной кухне: он вполне может очистить банан, помочь маме перемешать салат или раздавить картофель в пюре. Более сложные действия можно смоделировать с игрушечными бытовыми приборами: взвесить ингредиенты на детских весах или поставить еду запекаться в духовку. Малыш может повторять за вами весь порядок действий: в детской микроволновке открывается дверца, нажимаются кнопки и устанавливается время, а столик внутри начинает вращаться. Такие световые и звуковые эффекты делают игру интереснее для ребёнка. А с детской раковиной можно не только поплескаться в воде, но и выучить основные принципы того, как помогать родителям мыть посуду.
В результате ребёнок будет знать, зачем родителям бытовые устройства, и принцип, по которому они включаются и выключаются. Кроме того, с игрушечными бытовыми приборами проще выучить необходимый набор слов: глаголы (подметать, стирать, нарезать, жарить, мыть), существительные (посуда, швабра, бельё) и прилагательные (сухой/мокрый, пустой/полный, горячий/холодный). Играя с бытовыми приборами, например, нажимая на кнопочки, ребёнок развивает мелкую моторику, а разделяя кукольную цветную и белую одежду для стиральной машины — навыки категоризации и логику.
Игрушки научат малыша предназначению взрослых вещей и подготовят его к взаимодействию с настоящими бытовыми приборами.
Для детей постарше
Детям постарше подойдут более реалистичные наборы, которые во многом имитируют функции бытовой техники, но с учётом требований к безопасности. Так, электрическая швейная машинка не только выглядит, но и шьёт почти как настоящий бытовой прибор, машинка для вязания сделает красивые аксессуары для игрушек, а с миксером, работающим от батареек, можно взбить молоко.
Можно дополнить коллекцию ребёнка и необычными игровым наборами: например, попкорницей. Или вместе приготовить любимые лакомства в мороженице или аппарате для приготовления сахарной ваты.
Наборы для сюжетных игр
Чем старше ребёнок, тем более сложные сценарии он придумывает в играх с бытовыми приборами: он всё ближе к миру взрослых и примеряет на себя их роли.
Тогда наборы с большим количеством деталей просто необходимы для сюжетно-ролевых игр: например, набор инструментов — это мини-мастерская для юного строителя. Ребёнок может вместе с родителями устроить ремонт или разыграть сценарий, как семья чинит холодильник, раздав всем участникам соответствующие роли. В большой набор входят инструменты, с которыми юный мастер сможет отработать навыки: навернуть гайку на болт и поработать дрелью.
С кухней ребёнок может играть в ресторан или кафе, примерить на себя роль официанта или повара. Это хорошая возможность для игры со сверстниками, при которой ребёнок учится смене ролей и разрешению конфликтов. Можно сразу выбрать более полные наборы — со встроенной плитой, духовкой, микроволновкой, раковиной и столешницей, или же дополнять базовый модуль игрушками: кофемашиной, холодильником, тостером и посудомойкой.
Играя с бытовыми наборами, дети активно развивают мелкую моторику, творческие способности, внимательность, координацию движений, а также учатся быть ответственными и аккуратными.
Как видите, уборка и наведение порядка могут не сопровождаться борьбой и уговорами. С вашей помощью ребёнок постепенно приобретает опыт, который помогает полюбить уборку и приниматься за наведение порядка с радостью, без напоминаний и слёз. А в Детском мире всегда найдется всё, чтобы сделать домашние дела веселее.