ГЛАВА 88 ( Из серии "Хроники старого "меломана )
ДЖОН ЛОРД
Во время концерта в Стокгольме 12-ого ноября 1970-ого года из 88-ой клавишной клавиатуры "Хэммонд"-органа Джона Лорда от сильного удара вылетела средняя нота "до" ."Это видели только он и я,- напоминает басист Роджер Гловер ,- и я пришел в ужас : играть "Speed King" без этой ноты невозможно! А Джон только поморщился и стал незаметно убыстрять темп, и теперь уже Ричи знал, что у нас проблема. Мы не понимали, как он хочет выйти из положения, но Джон так мастерски и на скорости обтекал провал диезами ,что публика ничего не не заметила.А мы стали, наверное, единственной группой в мире , которая играла почти 20 минут без главной ноты "до"! В другой раз он поймал вылетевшую клавишу и, не сбившись ни на ноту, одним движением вставил бы её на место."
О чём говорит этот случай? Прежде всего о фантастической реакции Джона Лорда: в подобных случаях Кит Эмерсон и Рик Уэйкман просто останавливали концерт, извинялись и им выкатывали на сцену новый инструмент. Как говорит другой его конкурент и сменщик в "DeepPurple " Дон Эйри ,"Лорд стал первым клавишником , который импровизировал на концерте активнее любого гитариста .За годы практики он достиг такого уровня высочайшего мастерства, что с лёгкостью выходит из ситуации ,которые поставят в тупик любого пианиста."
"Поиграйте Баха с пяти лет ,пусть пара-тройка педагогов дерет нас каждый день линейкой по холке за ошибки, пройдите через музыку романтика Элвара Эдгарда ,и вы легко будете импровизировать джаз,- объясняет Джон Лорд.-А по сравнению с классикой и джазом даже самый завёрнутый рок покажется вам упражнением для разминки пальцев"
Если говорить о Лорде-новаторе, рядовой читатель вряд-ли поразится : ну первым стал пускать "Хэммонд"- орган через гитарный усилитель, ну познакомил коллег с приемами игры дисторцией и на перегрузке и на перегрузке предусилителя ,ну первым использовал кольцевые модуляторы .А вот тот факт, что Лорд перевел тяжеленные гитарные риффы в аппликатуру фортепиано и органа, очень даже понятен: то ,что Блэкмор изображал на гитаре ,Лорд "в ноль" повторял на клавишах.И кто из них больше, жёстче, резче и звероподобнее импровизировал ,- большой вопрос .Если прислушаться к композиции "Fireball" ,"Space Truckin"и "Fools" , то точно Лорд! Синкопы, скоростные триоли, фейерверки глиссандо и привязка к структурным барокко- это тоже система опознавательных знаков Лорда.
Аксиома рок-музыки гласит : лучшие инструменталисты ,технари-виртуозы непременно имеют за плечами опыт сессионной работы; скорее всего они так же прошли через игру ради выживания .Джон Лорд играл во всех лондонских клубах, не чурался концертов в пабах и ресторанах за ужин, музицировал в кинотеатрах перед сеансами.Школу джазового фортепиано он постигал в ансамбле Билла Эштона, ведущего английского саксофониста и композитора, с ним же играл в Red Budd,s Bluescians."Билл понятия не имел о рок -н-ролле,- вспоминал Лорд,- но он прекрасно чувствовал блюз и верил, что будущее за этой музыкой.А я верил Биллу"
Так получилось, что Эмерсон, Уэйкман и тот же Дон Эйри и Тони Бэнкс("Genesis") изжили в своей технике блюз, вытеснив его барочными и сонатными формами ,Лорд же сумел соединить блюз с классикой ,их сплав стал ещё одной его визитной карточкой.Это может показаться удивительным ,но практически все современные пианисты-классики в один голос говорят, что техника и манера Джона Лорда повлияли на них так же ,как , скажем, стиль Артура Рубинштейна или Владимира Горовица."DeepPurple " и Джон Лорд позволили мне раскрыться самым лучшим образом ,-говорит знаменитый шведский пианист Роланд Понтинен,-Лорд показал мне ,как строгость и дисциплина исполнения может соседствовать со страстью и даже озорством".А английская пианистка Джоанна Макгрегор идёт ещё дальше ,и ставит Лорда-композитора в один ряд с Дебюсси, Равелем и Бартоком! Не все поклонники знают ,что Лорд покинул "DeepPurple " в 2001- ом году ,где был бессменным клавишником с1968-ого года - именно потому, что хотел заняться классической музыкой "Я не покидаю рок ,не ухожу от него навсегда ,-сказал тогда Лорд- мне просто нужно время для другой музыки ".
И выпустил серию альбомов современной классики ,последний из которых "Durham Concerto,2008,записанный с Ливерпульским филармоническим оркестром ,попал в хит-парад классической музыки. Несмотря на принципиально иную форму ,многие критики находят ,что эта работа структурно пересекается с первым крупным произведением "Concerto For Group And Orchestra", которое "DeepPurple " исполнили более 40-а лет назад. Вообще в сольном творчестве Лорд совсем иной ,нежели в "DeepPurple "его "Gemini Suite" 1970(альбом вышел в 1972-ом),"Windows",1974 ,и "Sarabande",1975, -это экспериментальные работы композитора-классика .Но если вы полагаете ,что Джон Лорд превратился в "пианинного ботана" ,это заблуждение: в 2003-ем году он собрал группу Jon Lord & The Hoochie Coochie Men ,с которой записал диск блюзовых стандартов, в 2007-ом -подборку кавер-версий рок-н-рольной классики ,пригласив для этого бывшего коллегу Гиллана и безумного австралийского певца Джефа Даффа. Он не потерял вкус к рок-музыке и, как и обещал ,не ушел из неё,просто виртуоз востребован во многих других жанрах -пусть даже виртуозу 70!"
P.S Некоторые интересные факты:
В "DeepPurple " всё началось с органа "Хэммонд" и его вращающегося громкоговорителя. Не обращая внимания на вой собак ,послушайте начало Hush ,песни, которая дала им необходимый стартовый импульс. И ,тем не менее вплоть до его ухода в 2002- ом году Джон Лорд был фундаментом группы,но фундаментом недооцененным. Многие приходили и уходили ,но, начиная с классической Child in Time и заканчивая куда менее известными песнями ,вроде Pictures Of Home ,Лорд был самой характерной особенностью фирменного саунда DeepPurple .
Классическая техника была крайне важна для Ричи Блэкмора,нередко строившего концертные треки на контрасте с Лордом.И, конечно же ,Ричи полжизни сводил Лорда с ума ,требуя от него телепатического понимания ,непреклонной верности и первоклассного мастерства- всего вместе и сразу.
Но клавишные Лорда предоставляли ему свободу играть сольно и делать собственные шоу вне Purple и его хардового саунда. Послушайте его игру в Highway Star .Лорд был блистательным солистом и сам по себе (как на сцене так и в студии) и приобрёл немало преданных последователей, причем даже среди тех довольно зрелых музыкантов ,которые уже сами были звёздами .Да, вероятно из-за своих обвислых усов он не дотягивал до Кита Эмерсона и Рика Уэйкмана по части имиджа ,зато легко мог соперничать с ними в плане техники.И не будем забывать про Smoke Оn The Water .Фундамент для её знаменитого гитарного риффа всецело обеспечил мистер Лорд.И он всегда этим очень гордился.
(По материалам журнала "Ровесник ")