Найти в Дзене
Андрей Имберг

ГЛАВА 88 (Из серии "Хроники старого меломана")

ГЛАВА 88 ( Из серии "Хроники старого "меломана )

Легендарный клавишнк Джон Лорд
Легендарный клавишнк Джон Лорд

ДЖОН ЛОРД

Во время концерта в Стокгольме 12-ого ноября 1970-ого года из 88-ой клавишной клавиатуры "Хэммонд"-органа Джона Лорда от сильного удара вылетела средняя нота "до" ."Это видели только он и я,- напоминает басист Роджер Гловер ,- и я пришел в ужас : играть "Speed King" без этой ноты невозможно! А Джон только поморщился и стал незаметно убыстрять темп, и теперь уже Ричи знал, что у нас проблема. Мы не понимали, как он хочет выйти из положения, но Джон так мастерски и на скорости обтекал провал диезами ,что публика ничего не не заметила.А мы стали, наверное, единственной группой в мире , которая играла почти 20 минут без главной ноты "до"! В другой раз он поймал вылетевшую клавишу и, не сбившись ни на ноту, одним движением вставил бы её на место."

О чём говорит этот случай? Прежде всего о фантастической реакции Джона Лорда: в подобных случаях Кит Эмерсон и Рик Уэйкман просто останавливали концерт, извинялись и им выкатывали на сцену новый инструмент. Как говорит другой его конкурент и сменщик в "DeepPurple " Дон Эйри ,"Лорд стал первым клавишником , который импровизировал на концерте активнее любого гитариста .За годы практики он достиг такого уровня высочайшего мастерства, что с лёгкостью выходит из ситуации ,которые поставят в тупик любого пианиста."

"Поиграйте Баха с пяти лет ,пусть пара-тройка педагогов дерет нас каждый день линейкой по холке за ошибки, пройдите через музыку романтика Элвара Эдгарда ,и вы легко будете импровизировать джаз,- объясняет Джон Лорд.-А по сравнению с классикой и джазом даже самый завёрнутый рок покажется вам упражнением для разминки пальцев"

-2

Если говорить о Лорде-новаторе, рядовой читатель вряд-ли поразится : ну первым стал пускать "Хэммонд"- орган через гитарный усилитель, ну познакомил коллег с приемами игры дисторцией и на перегрузке и на перегрузке предусилителя ,ну первым использовал кольцевые модуляторы .А вот тот факт, что Лорд перевел тяжеленные гитарные риффы в аппликатуру фортепиано и органа, очень даже понятен: то ,что Блэкмор изображал на гитаре ,Лорд "в ноль" повторял на клавишах.И кто из них больше, жёстче, резче и звероподобнее импровизировал ,- большой вопрос .Если прислушаться к композиции "Fireball" ,"Space Truckin"и "Fools" , то точно Лорд! Синкопы, скоростные триоли, фейерверки глиссандо и привязка к структурным барокко- это тоже система опознавательных знаков Лорда.

Аксиома рок-музыки гласит : лучшие инструменталисты ,технари-виртуозы непременно имеют за плечами опыт сессионной работы; скорее всего они так же прошли через игру ради выживания .Джон Лорд играл во всех лондонских клубах, не чурался концертов в пабах и ресторанах за ужин, музицировал в кинотеатрах перед сеансами.Школу джазового фортепиано он постигал в ансамбле Билла Эштона, ведущего английского саксофониста и композитора, с ним же играл в Red Budd,s Bluescians."Билл понятия не имел о рок -н-ролле,- вспоминал Лорд,- но он прекрасно чувствовал блюз и верил, что будущее за этой музыкой.А я верил Биллу"

-3

Так получилось, что Эмерсон, Уэйкман и тот же Дон Эйри и Тони Бэнкс("Genesis") изжили в своей технике блюз, вытеснив его барочными и сонатными формами ,Лорд же сумел соединить блюз с классикой ,их сплав стал ещё одной его визитной карточкой.Это может показаться удивительным ,но практически все современные пианисты-классики в один голос говорят, что техника и манера Джона Лорда повлияли на них так же ,как , скажем, стиль Артура Рубинштейна или Владимира Горовица."DeepPurple " и Джон Лорд позволили мне раскрыться самым лучшим образом ,-говорит знаменитый шведский пианист Роланд Понтинен,-Лорд показал мне ,как строгость и дисциплина исполнения может соседствовать со страстью и даже озорством".А английская пианистка Джоанна Макгрегор идёт ещё дальше ,и ставит Лорда-композитора в один ряд с Дебюсси, Равелем и Бартоком! Не все поклонники знают ,что Лорд покинул "DeepPurple " в 2001- ом году ,где был бессменным клавишником с1968-ого года - именно потому, что хотел заняться классической музыкой "Я не покидаю рок ,не ухожу от него навсегда ,-сказал тогда Лорд- мне просто нужно время для другой музыки ".

И выпустил серию альбомов современной классики ,последний из которых "Durham Concerto,2008,записанный с Ливерпульским филармоническим оркестром ,попал в хит-парад классической музыки. Несмотря на принципиально иную форму ,многие критики находят ,что эта работа структурно пересекается с первым крупным произведением "Concerto For Group And Orchestra", которое "DeepPurple " исполнили более 40-а лет назад. Вообще в сольном творчестве Лорд совсем иной ,нежели в "DeepPurple "его "Gemini Suite" 1970(альбом вышел в 1972-ом),"Windows",1974 ,и "Sarabande",1975, -это экспериментальные работы композитора-классика .Но если вы полагаете ,что Джон Лорд превратился в "пианинного ботана" ,это заблуждение: в 2003-ем году он собрал группу Jon Lord & The Hoochie Coochie Men ,с которой записал диск блюзовых стандартов, в 2007-ом -подборку кавер-версий рок-н-рольной классики ,пригласив для этого бывшего коллегу Гиллана и безумного австралийского певца Джефа Даффа. Он не потерял вкус к рок-музыке и, как и обещал ,не ушел из неё,просто виртуоз востребован во многих других жанрах -пусть даже виртуозу 70!"

-4

P.S Некоторые интересные факты:

В "DeepPurple " всё началось с органа "Хэммонд" и его вращающегося громкоговорителя. Не обращая внимания на вой собак ,послушайте начало Hush ,песни, которая дала им необходимый стартовый импульс. И ,тем не менее вплоть до его ухода в 2002- ом году Джон Лорд был фундаментом группы,но фундаментом недооцененным. Многие приходили и уходили ,но, начиная с классической Child in Time и заканчивая куда менее известными песнями ,вроде Pictures Of Home ,Лорд был самой характерной особенностью фирменного саунда DeepPurple .

Первое творение Джона Лорда ( из личной коллекции)
Первое творение Джона Лорда ( из личной коллекции)

Классическая техника была крайне важна для Ричи Блэкмора,нередко строившего концертные треки на контрасте с Лордом.И, конечно же ,Ричи полжизни сводил Лорда с ума ,требуя от него телепатического понимания ,непреклонной верности и первоклассного мастерства- всего вместе и сразу.

В этом альбоме принимали участие Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз.(из личной коллекции)
В этом альбоме принимали участие Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз.(из личной коллекции)

Но клавишные Лорда предоставляли ему свободу играть сольно и делать собственные шоу вне Purple и его хардового саунда. Послушайте его игру в Highway Star .Лорд был блистательным солистом и сам по себе (как на сцене так и в студии) и приобрёл немало преданных последователей, причем даже среди тех довольно зрелых музыкантов ,которые уже сами были звёздами .Да, вероятно из-за своих обвислых усов он не дотягивал до Кита Эмерсона и Рика Уэйкмана по части имиджа ,зато легко мог соперничать с ними в плане техники.И не будем забывать про Smoke Оn The Water .Фундамент для её знаменитого гитарного риффа всецело обеспечил мистер Лорд.И он всегда этим очень гордился.

Наверное его лучшее сольное творение(из личной коллекции)
Наверное его лучшее сольное творение(из личной коллекции)
Будем помнить этого великого клавишника..
Будем помнить этого великого клавишника..

(По материалам журнала "Ровесник ")