«Они назывались I, затем II, потом III, наконец IV - Четыре Символа. Но пятый альбом не должен был стать знаком нашей победы - V. В некотором роде, этот альбом о нас как о вместилище Святого Духа»
Джимми Пейдж об альбоме Houses Of The Holy. Из интервью журналу Rolling Stone
«У меня нет фаворитов. Каждый альбом рождается совершенно различными периодами нашей эволюции – как индивидуально, так и применительно к той роли, которую мы играем в жизни. Внешние раздражители поменялись… так что песни наполнены множеством разных смыслов. В каждом альбоме своя атмосфера. Третий альбом и Houses of the Holy - это два альбома, которые не очень сильно понравились людям. Но я думаю, что они содержат основные ингредиенты для дальнейшего осуществления того, что мы делаем… поворотный момент, позволяющий избежать утомительного повторения.
Роберт Плант из интервью Марку Гинзбургу июль 1977
Я с самого начала исхожу из того, что ни Queen, ни Led Zeppelin не были простаками, помешанными на сексе, наркотиках и рок-н-ролле. О квинах я вела отдельную речь во многих публикациях канала, пытаясь доказать очевидное. А теперь попробую сказать то же о ЛЗ.
- Джимми Пейдж – единственный сын своих родителей, которые его во всем поддерживали. Что называется – счастливое детство. Ходил не в такие прославленные школы как Плант, но сменил начальную школу в Эпсоме на среднюю школу в Юэлле. А в 12 лет ему в руки попала его первая гитара…
- Родители Роберта Планта были примером хорошего обеспеченного среднего класса Британии в послевоенные годы. Как и в случае с Джимми, на Роберта как на единственного сына, его родители возлагали все свои надежды. Только выражалось это по-разному. Мнение самого наследника рода никак не учитывалось. Поэтому в возрасте 11 лет он был отправлен в одну из лучших Grammar School региона – не простую, а грамматическую школу короля Эдварда VI, основанную аж в 1430 году. Для его родителей дело это было затратным. Как он там учился? Ну, учился, как учился. Но к нему уже хотя бы из-за этого никак не относится пословица его родной Black Country – «Black Country born, Black country bred, strong in the arm and thick in the head».
Как минимум начитанные, с богатым воображением, музыкально одаренные, одним словом, обладающие колоссальным творческим потенциалом и деньгами, необходимыми для исполнения своих замыслов. Так могло ли быть так, что обложка была выбрана наобум без связи с самим романом, который, по единогласному признанию, на эту обложку и вдохновил?
Мое мнение - не могло! Как-то идейно они должны быть связаны. Вот, почему я так думаю.
Я один раз уже взялась за Kashmir, уцепилась за одно лишь слово Shangri-La, и передо мной открылась картина, которая меня саму впечатлила.
Мне всегда казалось, что особый талант нужен для того, чтобы в нескольких четверостишьях рассказать целую историю. Так произошло с песней Queen “Nevermore”. А теперь я хочу попытаться – всего лишь попытаться, потому что конечная цель лишь очень зыбко мерцает где-то далеко впереди – сделать то же самое с обложкой Houses Of The Holy.
А для этого надо открыть роман Артура Кларка «Конец детства».
На первый взгляд – это действительно о последнем поколении людей и о последнем человеке на земле. Но это неверный и поверхностный взгляд. Наверное, хорошо, что именно так повсеместно пишут в интернете. Это дает возможность сделать свои выводы непредвзято.
Вообще, я надеюсь, что многие, кто не читал роман, после прочтения моего опуса его почитают. Но спойлеров все равно не избежать.
Я вижу в этом романе прямые отсылки к Библии. Как и в названии альбома, кстати! И не только облик сверхправителей (overlords) наводит на эту мысль.
- Итак, прервав гонку вооружений, нашим миром начинают править некие космические сверхправители, которых никому не дано увидеть первые 50 лет. Они мудры, милостивы, вездесущи и добры. За это время на земле наступает эра благоденствия, настоящий Золотой век. Но главная черта человечества – любопытство. Наконец-то сверхправители являют свой облик человечеству. Внушительные размеры, рожки, копыта, хвост, оканчивающийся сверкающим на солнце лезвием, огромные черные кожистые крылья… Упс…
- Далее постепенно раскрывается совершенно другая картина мироустройства. Сверхправители никакие не сверхправители вовсе. Они всего лишь слуги некоего мощного Сверхразума, который они понимают не более, чем люди понимали их самих в годы правления их на Земле. Сверхразум начинает появляться то тут, то там – где-то очень далеко, но неизменно потрясающе мощно – внимание! в виде огненного столпа, но лишь в завершающей третьей части романа, когда постепенно начинает становиться ясной судьба, которая уготована человечеству. То есть постепенно все начинает снова переворачиваться с ног на голову. Наше представление об иерархии в этом вымышленном, но таком знакомом мире, опять поколеблено.
Просто информация к размышлению. Я в предыдущей публикации написала, что идея принадлежала Джимми. Пока я готовила эту публикацию, я нашла интервью Обри Пауэлла, в котором он говорит, что идея обложки целиком принадлежит ему. Но все же!
Следующая тема романа, мне особенно близкая, как знают большинство моих постоянных читателей. Крысолов. Гамельнский Флейтист, уводящий за собой очарованных его флейтой детишек и оставляющий целый город без будущего.
Только тут без будущего остается не один город, а весь земной шар.
Кларк прямо об этом говорит сам в первой же части романа.
В эпизоде, где один из сверхправителей впервые показывается человечеству, сначала он просит двух ребятишек лет шести зайти в космический корабль. Лишь потом он появляется, держа в одной руке мальчонку, в другой девчушку, не испуганных, а возбужденных в предвкушении приключения.
«Весело махая руками толпе и встревоженным родителям, которые, пожалуй, поздновато вспомнили легенду о Крысолове, дети быстро поднимались по крутому склону…»
Сначала я подумала – о! именно этот момент изображен на обложке. Но нет! До конца еще две трети книги.
Другими словами, Артур Кларк нам говорит – вот он, Крысолов, сам Дьявол, он уводит наших детей и оставляет нас без будущего, без надежды… Он как бы готовит нас к развязке романа.
«На западе над горизонтом огромный пылающий столб, какое-то огненное дерево. Оно очень далеко на той стороне Земли. Я знаю, откуда оно растет, это они наконец пустились в путь, чтобы соединиться со Сверхразумом... они отбрасывают последние остатки материи... В беззвучном взрыве света ядро Земли выпустило на волю потаенные запасы энергии… оставшиеся дети Солнца двинулись извечными своими путями, как по безмятежному озеру выплывают пробки из чуть заметной ряби брошенного камня. От Земли не осталось ничего».
Да! Возникает вопрос, который я чуть не забыла затронуть. Зачем Сверхразуму понадобились все эти земные дети?
Человечество обладало тем, что не было дано ни одной другой космической цивилизации – они обладали мистическим даром предвидения и телепатии.
Учитывая склонность Джимми Пейджа к мистике и всему потустороннему... Ну а Обри Пауэлл утверждает, что идея принадлежала ему.
А теперь вернемся к обложке. Понятно, какая сложная задача стояла перед Пауэллом и его командой. Надо было передать апокалиптический характер того, что разворачивается перед нашими глазами. Как же этого удалось достичь?
Съемки проходили дважды в день – на рассвете и на закате, чтобы уловить разные нюансы естественного освещения, то есть Hipgnosis (комбинация из “hip” and “gnostic”, что несло в себе некий мистический подтекст) подошли к процессу безупречно художественно.
Вот как о процессе появления обложки вспоминал Обри Пауэлл, ее дизайнер.
- «С Led Zeppelin не было ни музыки, которую можно было слушать, ни текстов, которые нужно было читать. Джимми Пейдж просто сказал: «Придумайте что-нибудь, от чего бы мы обалдели, и мы это обсудим» А ведь мы даже не знали название альбома!»
- «В течение десяти дней безостановочно шел дождь. Это погубило идею съемки в цвете. Пришлось снимать все в черно-белых тонах под проливным дождем. Изначально я хотел, чтобы дети были покрашены золотой и серебряной краской, но день был серый, и фигуры получились белыми. Позже, когда мы подкрашивали фотографии вручную, художник случайно придал им фиолетовый оттенок. Я увидел это и воскликнул: «О, боже мой! Подождите-ка! А ведь получилось нечто потустороннее». Так мы все и оставили. Все так замерзли и так перенервничали из-за того, что ничего не получалось, что единственное, чем я мог удержать всех вместе, было много виски… Внутреннюю обложку я снимал в замке недалеко от того места, где снимал детей. Хотя кажется, что перед нами одна фотография, на самом деле это коллаж из тридцати разных кадров... Я очень горжусь этой фотографией - она выдержала испытание временем».
А вот как он вспоминает о встрече с Грантом и Пейджем, когда он впервые показал им коллаж.
- "Грант, вне себя от нетерпения, потребовал, чтобы из с Джимми встретили на вокзале Сент-Панкрас после концерта Led Zeppelin в Бирмингеме. Я отвез Гранта и Пейджа на своем Mini Cooper на вокзал Виктория, чтобы посадить на поезд, следующий в Сассекс. В те дни на станцию можно было заехать. Мы выскочили, я открыл багажник, а там два арта — передняя и задняя обложки.
Первая реакция Питера и Джимми была такой - «Это потрясающе. Как вы получили эти цвета? Это невероятно», потому что коллаж смотрелся очень ярко. Джимми был на седьмом небе от счастья - «Отлично, молодец, фантастика, доделывай остальное». Вокруг машины собралась целая толпа народа. Джимми все еще был в своей сценической одежде, все эти люди стали аплодировать… это было необычно, но я испытал большое облегчение и был очень рад, что им это понравилось».
Обложку показывали на выставках продаж в США, и Пауэлл вспоминает:
- «Я полагал, что обложка получилась совершенно эксклюзивная, и не был готов к негативной реакции. Дистрибьютеров пластинок в Америке напряг вид голых детей, поэтому звукозаписывающая компания попросила поместить оби, японский пояс, вокруг центра пластинки с надписью «Led Zeppelin Houses of the Holy», чтобы прикрыть детские попки, что я и сделал.
Пластинка вышла в таком виде. Это было круто, потому что нужно было разорвать оби, чтобы достать пластинку, так что пластинка выглядела как подарок».
Еще можно рассказать о процессе раскрашивания черно-белых фотографий вручную. Пауэлл вспоминает, что делалось это долго и кропотливо совершенно одаренным художником-графиком Филом Кренеллом, который из-за своей дотошности не укладывался в сроки.
Пауэлл вспоминает:
- «Я рассказал ему, что мне надо, дал ему книгу Артура Кларка, и шесть недель спустя у нас была обложка. Выглядела она потрясающе.
Его техника была невероятно детализирована. Креннелл был чертовски одаренным, настоящий гений, но он все время запаздывал. Из-за этого с Грантом у меня были большие проблемы».
Почему же все таки дети на этой фотографии голые? Так у Кларка в книге так. Вообще роман потрясающий. Я сейчас писала лишь об одной его грани, той, которая нужна была нам применительно к обложке. Но в общем я лишний раз убедилась, что Артур Кларк был гениальным провидцем, вызывающим восхищение пророчествами, учитывая, что книга была написана в 1973 (слегка было переписано начало в начале 90-х, но суть самое начало 50-х - потрясающе!)
Я, правда, совершенно ничего не сказала о вкладыше, если его можно так называть. На нем "инопланетянин" (Жюль Лотон) держит девочку, очевидно, олицетворяющую всех "уведенных" детей Земли. Съемки у замка Данлюс недалеко от Плотины Великанов.
Осталось совсем немного – увязать название альбома и сравнить лирику с сюжетом романа, и мы поймем, как все это связано с обложкой. Как говорится - карты нам в руки. А может и не поймем. Если вам все же это удастся – расскажите мне, пожалуйста!
Здесь я привожу пару-тройку других работ Пауэлла и его команды. Некоторые абсолютно узнаваемы.
Я оставлю вероятность того, что публикация будет дополнена и дописана. Спасибо!
А теперь давайте слушать альбом.
«…У меня была мечта
Безумная мечта
Я хотел знать все,
Побывать везде…»
***************************
Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня.
Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613