Найти тему
Белорус и Я

Японцы мечтают получить его назад. Как живут на Итурупе, на краю русской земли

Оглавление
«Наши хаты на самом краю» – говорят жители острова Итуруп. Их 6200 душ
Самый высокий на острове вулкан Богдан Хмельницкий - более 1,5 километров
Самый высокий на острове вулкан Богдан Хмельницкий - более 1,5 километров

Бесспорные острова

«...И пришлось мне две недели в море болтаться», – смеется подполковник Литвиненко. За окном стонут чайки, оранжевое солнце катится за океан. Андрей – новый начальник полиции на острове Итуруп. В апреле сюда перевелся. По дороге к новому месту службы стал заложником своенравного Охотского моря. Теплоход из сахалинского Корсакова не смог подойти к причалу – бухту закупорило льдинами. «Игорь Фархутдинов» пошел дальше по маршруту к другим островам.

По хорошей погоде теплоход "Игорь Фархутдинов" доходит сюда из Корсакова (второй по величине город и порт Сахалина) примерно за 20 часов.
По хорошей погоде теплоход "Игорь Фархутдинов" доходит сюда из Корсакова (второй по величине город и порт Сахалина) примерно за 20 часов.

Полицейский Литвиненко до сих пор в шоке от той поездки. И одновременно – в восторге. Когда еще увидишь такую дикую красоту. Родня в Краснодарском крае не верит, что такое бывает. Оттуда, с Большой земли, Итуруп кажется безымянной точкой на карте мира. Точкой, которую японцы старательно закрашивают в свой цвет. Но там живут наши люди. Живут, как на ладони у Великого океана: захочет – прихлопнет, захочет – накормит.

-3

Кто кормит, тот и правит

В 90-х слова «Япония» и «будущее» для некоторых местных были синонимами. Военные, охранявшие восточные рубежи советской империи, оказались не нужны новой России – скрипя зубами свернулись и ушли. А местные, как сироты, остались. Доживать? Спиваться? Да лучше в петлю! А тут ласковые японцы потянулись к родным могилкам, к «исконным северным территориям».

– Было чувство, что нас бросили как собаку. Представьте: ветер, тишина и только хлопают двери в пустых домах, как в фильме ужасов. Мороз по коже! – местная жительница Светлана вспоминает то печальное время.

Японцы только того и ждали: русские уходят! Видишь, мировое сообщество, им не нужны острова! А значит, надо скорее прибрать к рукам. Пусть нет политического решения, главное – экономика. Кто кормит, тот и правит.

С топливом тут отдельная песня. Машин на острове довольно много. Всего штук пять бензиновых. На солярке ездить выходит экономичнее
С топливом тут отдельная песня. Машин на острове довольно много. Всего штук пять бензиновых. На солярке ездить выходит экономичнее

Дорого. Далеко

Сегодня, два десятка лет спустя, следов пребывания японцев на Итурупе немного. И, на первый взгляд, Курильск (столица – громко сказано, конечно, скорее, самый крупный населенный пункт острова) особо не отличается от городка где-нибудь в Тверской губернии. Разве что поржавевшие контейнеры в каждом дворе. Неужто все готовы собраться и уехать в любой момент? Ничего подобного. Это бытовки. Привычные сарайчики особо не построишь – сюда же каждый гвоздь надо везти с материка. Основная масса островитян – а сегодня здесь живут 6200 человек – местные, им некуда ехать.

Родоновый источник на вулкане Баранский
Родоновый источник на вулкане Баранский

Владимир Серафимович прожил тут 40 лет, работал в милиции. Родом из крымского Белогорска. Променял юг на суровый Дальний Восток – прямо как подполковник Литвиненко.

– Мы с женой здесь будем доживать, – рассуждает Владимир Серафимович. – А оба сына уже давно на материке осели, в Приморье.

-7

У него здесь дом – небогатый, но еще крепкий, хозяйство, куры. На Пасху было не сыскать яиц (теплоход с продовольствием застрял где-то между островами), Владимира Серафимовича несушки выручили. Такие бытовые вещи постоянно напоминают: здесь все не так просто, как на материке. Цены, например, заоблачные. Двухкомнатная квартира обойдется в 5-7 млн рублей. Буханка хлеба (0,5 кг) – 77 рублей, молоко – 130. Литр бензина -85... И главное – многие продукты с просроченным сроком годности. А что делать, не выбрасывать же.

-8

«Аллах дает!»

– Списывают на транспорт слишком много – некоторые продукты втрое дороже, чем на материке, – подсчитывает глава муниципального образования «Курильский городской округ» Татьяна Белоусова. – Привезти трехтонный контейнер с Сахалина стоит 9 тыс. рублей. Если его набить продуктами на продажу, то получаются не такие уж и большие транспортные расходы. С другой стороны, попробуй доставить сюда что-то скоропортящееся. Риски большие, бизнес этого не любит.

Цунами местные старожилы не припомнят. Но район сейсмонеустойчив
Цунами местные старожилы не припомнят. Но район сейсмонеустойчив

– Аллах дает! – смеясь, отводит глаза местный водитель Вадим, когда я спрашиваю его, откуда на Итурупе горючее.

Заправка здесь есть. Недавно по федеральной целевой программе построили. Расположена прямо у порта. Только она не работает. И непонятно, когда начнет. Потому что возить сюда топливо слишком затратно. К тому же компания-поставщик еще предварительно должна выиграть тендер. А по его условиям надо обеспечить цены чуть ли не как на материке. В общем, топливо, как это часто бывает, берется из ниоткуда. При этом машин на острове довольно много – почти у каждой семьи. Все дизельные. И, естественно, с японским правым рулем. Одна из немногих «леворуких» – «Шевроле Нива» с надписью «ГИБДД» на дверях. На ней по очереди ездят местные гаишники. Их на острове аж двое.

-10

Транспортный вопрос

Такой асфальт, как здесь, я видел только в Германии. Правда, заасфальтировано пока лишь несколько километров. На остальных дорогах пыль столбом. Но работа идет: скоро шоссе свяжет два главных городка острова: Курильск и Рейдово. А между ними почти достроен новый аэропорт. Кстати, единственный в современной России, созданный полностью с нуля. Десять лет назад здесь было болото. Конечно, аэродром на Итурупе был и раньше, еще японцы построили – в низине возле поселка Буревестник, чтобы было сподручнее прятать самолеты в тумане. Там же, кстати, собиралась эскадра перед броском на Пёрл-Харбор.

-11

У местных на новый аэропорт большие надежды: он всепогодный, а значит, островитяне будут меньше зависеть от прихотей природы. Вместо 17 часов на теплоходе можно будет летать из Южно-Сахалинска на небольших самолетах: пара часов – и на месте. Конечно, перелеты придется дотировать. Но это никто не обсуждает: Курилы – стратегически важный район, здесь граница. Чтобы въехать сюда, даже просто туристом, требуется специальный пропуск – гербастая бумага, подписанная руководителем местного управления ФСБ.

По всему Итурупу расставлены указатели: где спасаться, если разыграется стихия
По всему Итурупу расставлены указатели: где спасаться, если разыграется стихия

Штучный товар

Из Москвы Курилы многим видятся только как площадка для демонстрации фиги японцам. Но тут есть что добывать. Во-первых, красную икру. Как тут говорят, Итуруп – роддом для всего дальневосточного лосося. Во-вторых, морскую рыбу и икру минтая. Промыслы кормят больше половины местного населения. Полно и вахтовиков, работающих только в период путины.

Главное богатство Курил
Главное богатство Курил

– В прошлом году я «на красную» приезжал – нормально вышло. В этом тоже планирую, – говорит капитан Александр Курта. По его словам, полмиллиона рублей за время путины сделать реально. Матросы за два месяца зарабатывают по 400 тысяч. Правда, остальные 10 месяцев заняты кто чем: плетут сети, «бомбят» на материке, нанимаются на суда и ходят по «большим морям».

-14

Есть и третье направление, о котором местные власти пока говорят аккуратно. На Итурупе, да и вообще на Курилах, уникальные условия для туризма. Нет, популярным курортом острова никогда не станут – это вам не Таиланд с Вьетнамом. Курилы – штучный, эксклюзивный товар. За который искушенные люди готовы выкладывать (и уже выкладывают) большие деньги. Американцы, канадцы и даже финны здесь частые гости. И в восторге от здешнего колорита.

Сероводородные «Ванночки» – местная достопримечательность. Даже если на улице минус 15, вода из источников всегда горячая, около плюс 40
Сероводородные «Ванночки» – местная достопримечательность. Даже если на улице минус 15, вода из источников всегда горячая, около плюс 40

«Лучше здесь, с краю»

Не дорого ли обходится островитянам эта красота – спящие вулканы, горячие источники, головокружительной чистоты воздух? Ведь аборигены, мягко говоря, в роскоши не купаются: высокие по сравнению с материком зарплаты съедают кусачие цены. Прибавить к этому стоит суровый климат.

Вдоль берега сохранилась линия советских укреплений. Стратегически важный район, здесь начинается (по солнцу) Россия
Вдоль берега сохранилась линия советских укреплений. Стратегически важный район, здесь начинается (по солнцу) Россия

– Я думала переехать, – говорит Анастасия Принарина, воспитательница в местном детском саду, мать двоих близнецов. – Но квартиры начали давать, отселили нас из ветхого дома. Сейчас хорошие бытовые условия, отопление, электричество без перебоев. Но главное не это. Вот вы у себя на материке чуть что – к психотерапевту бежите. А у нас один «психотерапевт»: пройдусь вдоль океана – и сразу так спокойно на душе. Не боюсь за детей – их никто не обидит, у нас все друг друга знают. Захотят учиться – поедут на материк: в Южно-Сахалинск, Владивосток. Захотят остаться – пусть сами выбирают. А мы уж лучше здесь, с краю, на Родине.

Андрей РЯБЦЕВ

Фото автора и www.kp.ru

© "Союзное государство", № 8-9 2014

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему География Союзного государства можно увидеть здесь:

География Союзного государства

ТОП-3

Киев стал лучшим городом Земли!
Белорус и Я
5 января 2023
Зачем российские пограничники охраняют "секретную базу нацистов"
Белорус и Я
15 декабря 2022