Бытует заблуждение, что в букваре буквы изучаются в алфавитном порядке. Разумеется, это не так. Из первых букв русского алфавита прочитать можно только "где ёж?", а этого для обучения совершенно недостаточно. Буквы дают по мере использования их в простых текстах.
Но порядок ввода букв совершенно не регламентирован, это ноу хау каждого автора. С этой точки зрения тоже очень любопытно сравнивать буквари. Опять возьмёмся нашу классическую пару семидесятых годов, до реформы, и современную азбуку Школы России.
Сразу скажу, современную азбуку я всё-таки заменю букварем 80х. Потому что, напомню, по сути они идентичны и азбука является прямой наследницей букваря. Но в букваре текст не замусорен ремарками для родителей, блоками для читающих ребят и прочими полезными сведениями, в которых основной текст - для обучающихся чтению - совершенно теряется. Поэтому фотографировать для сравнения удобнее таки букварь 80х, но, напомню, подразумевается под ним современная азбука.
Итак начнём с того, какие буквы вводятся первыми в 70х годах. А, У - и вот мы уже что-то можем прочитать: ау уа.
Следующая буква м довольно логична и сразу получается слово мама и прочие му и ум.
Добавляем ещё три буквы Ш, Р и Н мы уже сможем читать связный текст. Ну более-менее. К качеству этого текста я позже вернусь.
Какой подход предложили после этого букваря и который используется и по сей день? Итак, первая буква, ожидаемо, А.
Но дальше необычно: буквы У, О, И, Ы. Хм, уже пять букв, а читать пока нечего.
И, наконец, шестая буква. Начинаем читать.
С таким количеством гласных слов можно составить уже не так уж и мало.
И вот теперь уместно вернуться к качеству первых текстов.
Кто изучал когда-то английский, помнит, что слоги бывают неодинаковые - открытые, первого типа, закрытые, второго типа, третьего типа. Русский язык нам родной и о нем мы не мыслим такими категориями, но в нем все то же самое - слоги бывают совершено разные и не все из них стоит предлагать начинающему читателю.
Разумеется, легче в его прочитать подряд две гласные буквы: назови их по-очереди, они и сами прозвучат. Но слов из гласных очень мало, всерьез их брать в расчет не стоит.
Далее по сложности - открытый слог. Все эти МА и ША, РЫ и МЫ. Не слоги, а сказка - стоит понять принцип их слияния - и сколько слов можно составить!
Есть обратные слоги. АМ и УМ даже легче, чем открытые слоги, тоже звучат сами, но только из обратных слогов слов не составить.
При этом, на первых шагах обучения чтению, обратных слогов стоит вставлять поменьше. Трудное это дело - чередовать типы слогов. Тут один-то тип читать научиться бы, привыкнуть, что буквы всегда произносятся слева направо, а не наоборот...
Но совсем беда у начинающих со сложными слогами. Наверняка у них есть специальные названия, но я не специалист. Я просто глазами вижу, что что слова ОСИНКА и КУСТ сложнее, чем РАМА и МЫЛО. С открытыми слогами просто - выхвати глазами две буквы, мысленно прочитай их по-отдельности, слей их, озвучь и переходи к следующим двум буквам. Получится классическое рваное чтение по складам.
А при перемешивании типов слогов - глазами нужно охватывать всё слово. Все четыре-пять-шесть букв. Все мысленно озвучить, проанализировать, кто из них согласная, кто гласная. Разбить на группы - согласную и следующую за ним гласную произнести вместе, одиночную согласную произнести отдельно. На порядок труднее и требует от обучающегося куда большей концентрации, внимания и оперативной памяти.
Верю, что это может быть неочевидно человеку, давно научившимуся чтению и прочно забывшему этот процесс. Но как это может быть неясно специалисту?
Оказывается, может!
Букварь 70х, 7-10 буквы Л, Ы, С, О. Листаем, читаем:
Слова, состоящие не из двух открытых слогов, встречаются, в среднем, один раз на страницу.
Букварь 80х, он же ШР, 7-10 буквы Т, К, С, Л. Листаем, читаем:
Тут бессмысленно выделять сложные слова, проще назвать простые, их меньше. Тут сплошные "коток", "Антон", "тонки", "нитки" и прочие аисты.
И при этом - нет разбивки!
Всё, на седьмой букве читатель уже достаточно опытен, ему уже не нужно помогать делить слово. Даже в таких словах как "ни-т-ки" или "ис-ка-л" разбивку на склады слова с разным типом слогов ребенок должен провести мысленно сам.
Кто составлял эти тексты? Им вообще доводилось учить детей читать? Или только отрабатывать навыки с теми, кто уже давно умеет? Им никогда не попадались дети-тугодумы? Так много вопросов, так мало ответов.
Дальше, предупреждаю, будет страшнее.
Предыдущие серии триллера: