Найти тему
АиФ–Тула

Мужская картина. Как Досталь снимал «Гражданина начальника»

Оглавление
   Мужская картина. Как Досталь снимал «Гражданина начальника»
Мужская картина. Как Досталь снимал «Гражданина начальника»

Умер режиссер Николай Досталь. Человек, навсегда сохранивший в кино образ Тулы девяностых годов прошлого века. У Николая Николаевича в режиссерской биографии много других прекрасных фильмов. Но в нашу местную историю он давно уже вошел именно сериалом «Гражданин начальник» о реалиях жизни российского общества в эпоху бурных перемен. Давайте вспомним, как это было.

Мужская картина

Криминальные истории только начинали тогда осваивать отечественные телеэкраны. Сюжеты детективов сценаристы еще не высасывали из пальца, повторяя одни и те же штампы, а использовали качественные литературные произведения. «Гражданин начальник» стал третьей большой телевизионной экранизацией – после «Улиц разбитых фонарей» по Андрею Кивинову и «Бандитского Петербурга» по произведениям Андрея Константинова. И первым большим сериалом, который снимался в Туле. В фильме, правда, это крупный областной город N.

   Чем не провинциальный город N? Фото:  Кадр из фильма
Чем не провинциальный город N? Фото: Кадр из фильма

«Гражданин начальник» – экранизация серии романов Виктора Пронина «Банда», во многом выражавших настроение своего времени. Его хорошо передает сценка из другого фильма по книжке Пронина – «Ворошиловский стрелок».

Помните?

– Не промахнись, старик.

– Да уж не промахнусь.

«В своем приговоре надо всегда идти до конца. Автору нужно иметь мужество нажать на курок! Если пообещал читателю выстрел – выстрели! Это еще Чехов завещал», – так озвучивал свое литературное кредо автор романов в одном из интервью. Со времен Библии понимание справедливости, как считает писатель, и мы вместе с ним, ничуть не изменилось. «Милосердие и справедливость – понятия почти противоположные. Милосердие, как бы оно нам не нравилось, перечеркивает справедливость. Великодушие, гуманность, прощение – в стороне от справедливости. Око за око – вот закон справедливости. И этого закона никто не отменял. Человек рождается с этим пониманием жизни». Ну и что здесь несовременного? А ведь сказано двадцать лет назад.

От книги «Банда» фильм «Гражданин начальник» отличался временем действия и некоторыми сюжетными перипетиями. В произведении Пронина – это переходный период от еще советского общества дефицита и распределения к будущему рыночному. Менялись жизненные установки, принципы, мораль; главный герой хотел жить с риском, с проблемами, но по совести, а начальство уже перестроилось.

«По сути это – мужская картина, – утверждал во время съемок в Туле Николай Досталь. – Женских ролей в ней мало, но они есть. Помимо Дины Корзун, в фильме снялась выпускница Щукинского училища Наталья Симакова и непрофессиональная актриса, мотоциклистка Анастасия Логинова. Нам нужна была девушка, лихо катающаяся на мотоцикле, мы нашли Настю, а она, к тому же, прекрасно сыграла и драматическую часть своей роли».

Вообще же Досталь говорил, что это картина о сращивании криминального мира с бизнесом и с властью.

Снимали в то время быстро. Съемки проходили полгода, закончились летом, а уже 15 ноября 2001 года состоялась премьера на несуществующем теперь канале ТВ-6.

Человеческое кино

Основные герои истории – простоватый, но себе на уме следователь городской прокуратуры Павел Николаевич Пафнутьев и его водитель Андрей. Пафнутьева сыграл тогда еще молодой и мало кому знакомый актер театра П. Фоменко Юрий Степанов, а Андрея – также молодой актер, но МХАТа Егор Бероев, у которого это был всего третий фильм в актерской карьере. Зато, будучи мастером спора по карате, некоторые трюки Бероев исполнял лично.

   Фото: из архива фотографа Сергея Шмуня.
Фото: из архива фотографа Сергея Шмуня.

«В этой криминальной истории меня привлек характер главного героя – его чистота, порядочность, благородство. Он нормальный человек, и вокруг него мы делаем человеческое кино. Наш герой – положительный без кавычек, он живет и работает по совести, зрители отвыкли от таких персонажей, и мы с удовольствием подарим встречу с ним», – говорил режиссер об образе следователя Пафнутьева.

Также в фильме снимались Роман Мадянов, Александр Робак, Максим Лагашкин – также теперь популярные и востребованные актеры.

Юрий Степанов вспоминал потом, что некоторые сцены фильма снимались даже с риском для здоровья и жизни. Например, «Уазик», на котором его герой гнался за бандитами, на самом деле едва не улетел в пропасть. Хорошо, обычный шофер, не каскадер, успел вовремя остановить машину.

   Кадры со съёмок фильма. Фото: из архива фотографа Сергея Шмуня.
Кадры со съёмок фильма. Фото: из архива фотографа Сергея Шмуня.

Запомнилась ему и сцена в автосервисе под Тулой, когда пришлось лежать в холодной, чуть выше нуля градусов воде, около пятнадцати минут. Те, кто смотрел фильм, помнят эту сцену. Пафнутьева берут в плен и оставляют связанным в ванной, пока бандиты убежали куда-то по своим делам. Но ему удалось дотянуться до крана и открыть воду, чтобы прибежали, залитые потоком соседи снизу.

Юрий Степанов утверждал, что предложение согреться перед купанием в холодной ванне изнутри, он категорически отверг: пью только после съемок.

Пятьдесят рублей за смену

Многие съемки проходили в Туле и ее окрестностях. Режиссеру особенно полюбился образ тульского трамвайчика, да еще в окружении деревянных наших домишек, вероятно, идеально подчеркивавших атмосферу провинциального города. Трамвай есть, наверное, в каждой серии фильма. Ну да что за Тула без трамвая.

А вообще, конечно же, в сериале очень узнаваемый для тех, кто жил в то время, облик Тулы со всеми ее постперестроечными прелестями – разбитыми мостовыми, изобилием отечественных машин на дорогах; иномарок в кадре практически и нет. Сейчас это хорошие ностальгические кадры. Многих построек уже и нет в помине. Например, уродливой перемычки между госпиталем и военной прокуратурой на улице Советской.

   Фото:  Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

А еще в кадре есть виды Центрального парка и ночного клуба «Казанова», цветочных рядов на проспекте Ленина. Попал даже главный архитектурный шик конца прошлого столетия – дом с башенкой на улице Демонстрации.

Некоторые сцены снимали в реальном кабинете главного редактора областной газеты и в телестудии. Причем, в роли читающих новости дикторов выступали реальные тульские телевизионщики. Когда Пафнутьев вызывал кого-то в свой кабинет в прокуратуру, реальную прокуратуру на проспекте Ленина и снимали. Именно к ней подъезжал, например, в качестве свидетеля герой Егора Бероева, а злодеи наблюдали с другой стороны проспекта, как эксперт фотографировал рисунок на покрышках его мотоцикла.

С прокуратурой вообще сотрудничали самым тесным образом. Группе Николая Досталя разрешили побывать в кабинетах оперов и дознавателей, чтобы снимать как можно ближе к реальности. Допустили киношников и в музей прокуратуры, где хранятся всевозможные орудия преступлений. Правда, какой от этого вышел толк на экране – загадка. По сюжету никаких особых изысков нет. В ключевые моменты преступники пользовались обычным огнестрельным оружием.

Но, и это делает честь тому времени, для сцены бандитского нападения на автосервис в Горелках договорились с экспертом, чтобы он своим опытным оком оценил достоверность происходящего.

Попали в кадр и простые горожане. Наиболее удачливым даже заплатили гонорар за участие – пятьдесят рублей, приличные деньги по тем временам. Киношникам пришлось неоднократно обращаться за помощью в комитет по кинематографии администрации Тульской области. Например, за фужерами для застольной сцены, которые в итоге пожертвовал ресторан «Москва». Просили разрешить съемки драки на первом этаже Центрального универмага. Руководство УВД предоставило для съемок списанную милицейскую машину, которую надо было угробить в кадре.

Однако наибольшие проблемы оказались с выбором смотровой площадки, чтобы запечатлеть панораму Тулы. Подходящее место нашли, но киношников так навязчиво опекали, что виды города в конце концов сняли со стороны Красноармейского проспекта.

Конечно, некоторые кадры тулякам смотреть было забавно. Уж слишком вольно герои перемещались, а скорее телепортировались из одного района города в другой. Ключевую сцену убийства в начале фильма, которая по сюжету книги, происходит на пустынной утренней улице, снимали на Советской, напротив Белого дома. Пустынней некуда. Но поскольку город все же был не Тулой, а условным городом N, такая вольность вполне себе прощалась. Тем более, что кино очень даже получилось. Его и сейчас интересно смотреть и пересматривать.

На волне успеха, уже с другим режиссером, сняли «Гражданина начальника-2», потом «Гражданина начальника-3», но это уже было не то. Ушли искренность и непосредственность, что были присущи тому фильму Николая Досталя.