Найти тему
Navygaming Channel

Линкор «Уорспайт» в огне Ютланда/ Часть 2. - Выжил и вернулся

Продолжение истории о действиях линейного корабля "Уорспайт" в Ютландском сражении. Начало статьи вы можете прочитать ЗДЕСЬ.
Отметим, что мы не ставим задачу и не будем описывать ход всего сражения - а только выделим один корабль. Поэтому замечания о том, что мы не отметили другие факты не принимаются,)

Окончание....

В прошлый раз мы "оставили" линкоры эскадры Эван-Томаса под огнем немецких дредноутов Флота Открытого моря, куда их "завели" ошибочные действия британских командующих. Британские линкоры спасла от гибели их толстая броня.

Линкор "Уорспайт" в походе
Линкор "Уорспайт" в походе
Уолуин вспоминал: «Это было очень напряженное время. Снаряды противника пролетали очень близко. При этом наши орудия вели огонь так быстро, как только могли. Действия экипажа были слаженными благодаря многочисленным учениям. ...Шум выстрелов оглушал. Внезапно я почувствовал сильный толчок...».

«Как только мы совершили поворот, мы получили попадание, единственное, непосредственным свидетелем которого я стал», – писал капитан Поланд. – «Оно сотрясло весь корабль, появилось большое облако серого дыма».

Линкор "Уорспайт" в Ютландском бою
Линкор "Уорспайт" в Ютландском бою

Но «Уорспайт» не оставил это безнаказанным. Вместе с его систершипом «Малайя» он не прекращал стрельбу по противнику; его командир увидел одного из противников, объятого огнем, и решил, что тот обречен: «Я четко видел, как два наших залпа попали в немецкий линкор, который шел первым. Языки желтого пламени взвились в небо; он пылал, как подожженный стог сена. Я знаю, мы нанесли ему серьезные повреждения».

Однако вскоре «Уорспайт» получил еще одно попадание. Очевидцы описывают его как «ужасающую волну золотого пламени». Пожар был потушен. Он оставил после себя пугающий запах, но признаков ядовитых газов обнаружено не было. Были предприняты меры по предотвращению возможности взрыва боеприпасов для зенитных установок.

Залп орудий противоминного калибра "Уорспайта"
Залп орудий противоминного калибра "Уорспайта"

Корабль продолжал получать повреждения (в том числе и в надстройки), появились жертвы среди членов экипажа. Но, поборов собственную слабость, Уолуин оценил полученный урон и пришел к выводу, что, несмотря ни на что, «Уорспайт» еще мог продолжать бой. Начали возникать пожары. Шланги для подачи воды были оборваны. Сигнальщикам грозила опасность сгореть заживо... Тем не менее экипажу удалось подключить шланги к паровой магистрали и подать воду таким способом. «Палуба и надстройка выглядели ужасно, имели множество повреждений. Однако постепенно пожары начали стихать». 11 членов экипажа получили очень тяжелые ожоги, у медиков не получалось даже облегчить их мучения.

Повреждения "Уорспайта" в Ютландском бою
Повреждения "Уорспайта" в Ютландском бою

Командир заметил, что корабль стал замедляться. Он обнаружил, что «Уорспайт» получил попадание в машинное отделение. Когда 5-я эскадра присоединилась к Гранд Флиту, корабль с трудом избежал столкновения с другими линкорами, и во время отчаянного маневра заклинило поврежденные рули. До устранения неполадок «Уорспайт» успел дважды описать циркуляцию, непрерывно находясь под обстрелом.

Один из артиллеристов заметил: «Неожиданно мы перестали стрелять. Кто-то сказал, что корабль поворачивает, а другой заметил – мы идем по кругу. После этого с мостика сообщили, что рули заклинило, поэтому мы поворачиваем и не стреляем. Я постоянно слышал грохот – это снаряды попадали по нашему кораблю».
Броненосный крейсер "Уорриор", один из  неудачников Ютланда
Броненосный крейсер "Уорриор", один из неудачников Ютланда

В середине кругов, описываемых линкором, находился сильно поврежденный британский броненосный крейсер «Уорриор». Германские артиллеристы переключились с него на «Уорспайт», и это спасло крейсер. Его экипаж верил, что действия линкора были призваны спасти их, и до конца своих дней оставался благодарен «Уорспайту». Стоит заметить, что крейсер все же затонул при буксировке, но почти вся команда была спасена (погибло 98 человек, 11 %).

Линкор «Уорспайт» и «Уорриор» в Ютландском сражении (картина)
Линкор «Уорспайт» и «Уорриор» в Ютландском сражении (картина)

Броня не подвела – «Уорспайт» выдержал полтора десятка попаданий снарядов крупного калибра (от 280 миллиметров и выше). В конце концов, корабль описал букву S, что предотвратило еще один круг, но вывело его по направлению к флоту Германии. Было приказано остановиться и продолжать огонь; около 10 минут линкор оставался неподвижным, после чего рули наконец привели в рабочее состояние. К счастью, немцы были вынуждены разорвать контакт и начали отходить. «Уорспайт», несмотря на подводную пробоину, смог уйти от противника, который полагал, что нанес ему смертельный удар.

«Мы двигались медленно, со скоростью около 6 узлов, направляясь в гавань Росайт в Шотландии, и не было видно ни одного корабля, ни выстрелов, не было слышно шума. Море было спокойным. Что касается корабля – тяжело описать свои чувства относительно него. Всего лишь несколько часов назад он был прекрасным и сияющим, на палубе не было ни единого пятнышка. Теперь же он в ужасных отметинах от снарядов... и представляет собой абсолютную противоположность тому, как выглядел раньше».

Обратный путь не был безопасен. Во время перехода через Северное море линкор был атакован германской подводной лодкой. Та выпустила три торпеды, но промахнулась. «Уорспайт» попытался протаранить противника, но подводная лодка скрылась. Необходимо отметить, что переборки, подкрепленные подпорами, вполне сдерживали воду, что было проверено в 9 часов 35 минут при атаке германской подводной лодкой, когда командиру корабля пришлось временно увеличить ход корабля с 16 до 22 узлов, и ни одна переборка не деформировалась.

Пробоина от немецкого снаряда
Пробоина от немецкого снаряда

Утром 1 июня линкор прибыл в Розайт, где встал на ремонт. Пробоины корпуса не были критичными, а вот последствия повреждений рулевого управления периодически сказывались на корабле до самого конца его карьеры, несколько раз приводя к столкновениям. По данным осмотра, проведенного после сражения, результаты которого отечественным читателям известны по справочникам К.П. Пузыревского «Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Часть 2-7», вышедшем в СССР еще в 1940 году, линкор «Уорспайт» получил следующие повреждения:

- первый германский 280-мм бронебойный снаряд попал в небронированную часть левого борта между главной и средней палубами и разорвался в командирском помещении, превратив его в груду обломков;
- второй тяжелый снаряд пробил 152-мм броню, сделав пробоину на 0,9 м выше средней палубы, и разорвался внутри корабля;
- третий снаряд прошел сквозь 25,4-мм верхнюю палубу и разорвался внутри корабля, в корме;
- четвертый снаряд прошел сквозь заднюю дымовую трубу, ударился в броневые колосники, но не пробил их, рикошетировал и разорвался с правого борта;
Бортовые повреждения «Уорспайта» от попаданий немецкого снаряда
Бортовые повреждения «Уорспайта» от попаданий немецкого снаряда
- следующий снаряд ударился о верхнюю палубу и, разорвавшись, произвел небольшой пожар кордита, приготовленного для противоминной артиллерии носовой батареи. Этим снарядом были повреждены вентиляторные колодцы в носовом котельном отделении, которые заполнились дымом и газами от горения кордита;
- шестой снаряд ударился в заднюю надстройку, разорвался внутри корабля и вызвал пожар;
- седьмой снаряд ударился в заднюю часть кормовой броневой палубы, идущей от кормовой броневой рубки к центральному посту, почти разрушил ее, согнув под углом в 60°, а затем разорвался;
- восьмой 305-мм бронебойный снаряд с германского линкора ударился в подводную часть, пробил бронирование главного пояса и затронул водонепроницаемые переборки МО. От полученной пробоины оказались затопленными несколько отделений правого борта, некоторые переборки, непосредственно прилегающие к району затопленных отделений, стали деформироваться, и их пришлось подкрепить. Вода попала в машинное отделение, от принятой внутрь корабля воды увеличилось углубление на 0,4 м. Поступление воды внутрь через пробоину остановили посредством заполнения отделений при помощи 400 коек, которыми плотно забили помещения. В результате полученных подводных повреждений скорость хода корабля упала с 24 до 16 узлов;
Повреждения палубного 152-мм орудия
Повреждения палубного 152-мм орудия
- девятый снаряд, упавший около борта «Уорспайта», рикошетируя, попал в крышу первой башни и сделал в ней вмятину;
- десятый попал в главный броневой пояс и обломил верхний угол одной из плит, прошел внутрь корабля и там разорвался;
- одиннадцатый тяжелый снаряд пробил 152-мм броню между главной и верхней палубами и разорвался внутри корабля;
- двенадцатый снаряд попал в небронированную часть правого борта между главной и средней палубами и разорвался внутри корабля;
- тринадцатый бронебойный 305-мм снаряд ударился в верхнюю палубу, разорвался и вызвал небольшой пожар кордита.

В итоге, в артиллерийском бою с линейными крейсерами и линейными кораблями противника «Уорспайт» получил с дистанции от 60 до 86 кабельтовых 13 попаданий германскими 280-и 305-мм бронебойными снарядами. Однако корабль не получил фатальных повреждений, но из-за подводной пробоины был отправлен на базу. Повреждения «Уорспайта», конечно, нельзя сравнить с повреждениями немецких линейных крейсеров, которые были практически превращены в горящие развалины («Лютцов», «Зейдлиц», «Фон дер Танн»), но для британского корабля они были существенны.

Последствия разрыва немецкого снаряда для палубного орудия
Последствия разрыва немецкого снаряда для палубного орудия

Интересно, что, как отмечает А. Больных в своей книге «Величайшее морское сражение Первой мировой. Ютландский бой»: «…по воспоминаниям одного из офицеров «Уорспайта», линкор получил 22 попадания тяжелыми снарядами», однако других источников, подтверждающих этот факт, нами не найдено.

Линкор «Уорспайт» показал прекрасную живучесть, продержавшись столь долгое время под обстрелом и сохранив возможность своим ходом добраться до базы. Потери за время боя можно назвать минимальными: 14 человек убитыми и 16 ранеными при общей численности экипажа в 925 человек.

Работы ведутся на верфи Розайта
Работы ведутся на верфи Розайта

Повторим, 1 июня в 15 часов «Уорспайт» без посторонней помощи прибыл в Розайт и встал на ремонт, который продолжался до 20 июля 1916 года. Во время своего возвращения в Розайт «Уорспайт» держался без крена, несмотря на наличие внутри корабля большого количества воды по правому борту. Предполагается, что это было результатом принятых мер по выравниванию крена перекачиванием нефти с поврежденного борта (что было бы сделать сложно, если бы ЛК использовал уголь).

Интересно, что поначалу вернувшийся линкор встретили с ПРЕЗРЕНИЕМ! Рабочие метали в него уголь, кричали оскорбления в адрес экипажа, упрекали в бегстве с поля боя. «Нас приняли очень плохо», – вспоминали члены экипажа. – Местные жители считали, что Гранд Флит потерпел сокрушительное поражение, а некоторые корабли, в том числе «Уорспайт», сбежали с поля боя». Для моряков такой прием был ошеломляющим, поскольку они сражались с храбростью и честью, несмотря на многочисленные повреждения корабля.

Линкор "Уорспайт" снова в море
Линкор "Уорспайт" снова в море

Однако позже их подвиг был признан. Когда общественность узнала подробности битвы, «Уорспайт» стал легендой. Моряки «Уорриора» отправили им делегацию с подарками. «Возьмите, вы спасли наши жизни!». «Возьмите обратно», – последовал ответ. – «Мы не спасли вас. Мы ничем не могли помочь, гоняясь за своим хвостом!» Уинстон Черчилль заявил, что «быстрое соединение линкоров класса «Куин Элизабет» полностью оправдало возложенные на него надежды». Сверхдредноуты спасли флот линейных крейсеров от полного уничтожения. Их мощная артиллерия, скорость и крепкая броня позволили им задержать флот Германии.

Линейный корабль "Куин Элизабет"
Линейный корабль "Куин Элизабет"

Итоги Ютландского сражения могут быть истолкованы по-разному, они и сейчас толкуются совершенно с разных точек зрения. Обе стороны заявили о своей победе. Британия потеряла больше кораблей, однако Германия оказалась не в силах прорвать блокаду, и ее флот до конца войны не предпринимал активных действий. В любом случае «Уорспайт» вместе с его систершипами оказал значительное влияние на ход этого сражения.

Один из членов экипажа позже писал: «Я думаю, что во всем мире нет второго такого же корабля... я чувствовал, что люблю его. Да славится его имя!».
Линейный корабль типа "Куин Элизабет" в Стамбуле, внешний вид после модернизации
Линейный корабль типа "Куин Элизабет" в Стамбуле, внешний вид после модернизации

К таким словам нечего добавить, но корабль ждала еще одна война. И мы, разумеется, вскоре расскажем и о ней. Так что будьте с нами!

Источники: Burt R. British Battleships of World War One/R.Burt.- London-Sydney.-1986.-320 p.; Campbell, J. Warship Monographs Queen Elizabeth class/ J.Campbell.- Conway Maritime Press.- 1972.- 54 p.; Queen Elizabeth class battleships/ Alan Raven, John Roberts// Ensign 4. – 1975.- 51 p.; Watton R. The Battlesship Warspite// Anatomy of the Ship/ R.Watton. - US Naval Institute Press, 1986. - 122 p.; Больных, А. Величайшее морское сражение Первой Мировой. Ютландский бой /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2010.- 288 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.- 384 с.; Больных, А. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов/ А.Больных. - М: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 512 с.; Михайлов, А. Линейные корабли типа «Куин Элизабет»/А.А.Михайлов.- СПб: БКМ, 2001.- 96 с.; Михайлов, А. Сверхдредноуты Черчилля. «Куин Элизабет», «Вэлиант» и др. Через две Мировые войны / А.А.Михайлов.- Москва: Яуза: Изд-во «Э», 2015. – 112 с.; Равен, А. Британские линейные корабли типов «Куин Элизабет» и «Ройал Соверен» / А.Равен, Д.Робертс, сборник Н.И.Печукониса, № 1 – СПб, 1994.- 28 с.; Хаазе, Г. На «Дерфлингере» в Ютландском сражении/ Г.Хаазе, Р.Шеер// альманах «Корабли и сражения» - СПб, 1995.- С.38-73. ; Шеер, Р. Германский флот в мировую войну 1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", ))

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, но думаю таких не будет.