Найти тему
Наталья Баева

"Акулов не бывает"!

Право ребёнка на сказку Корней Чуковский отстаивал яростно и остроумно. В своей книге "От двух до пяти" он рассказал и о детях, которых пытались воспитывать на "реализме" - а они и реализм понимали сказочно, и о ханжах из Минпроса, которые требуют писать "для пролетарских детей что-нибудь про трактор", и об умственном убожестве тех, кому удалось избежать встречи со СКАЗКОЙ. И о восторге детей, которые услышали сказку, похоже, впервые в жизни.

Но является ли это "право" обязанностью? Как быть с маленькими реалистами? Помните, как возмутил Корнея Ивановича возглас пятилетнего скептика: "Акулов не бывает"!

Подчёркивая, что проблеме уже не одна сотня лет, Корней Иванович возводит родословную "минпросовцев" к... пуританам. Те тоже считали, что печатать сказки-песенки-потешки решительно незачем. Потому что детям надо взрослеть. И чем скорее, тем лучше. (И возможно, не так уж были неправы в то время, когда проблематично было просто ВЫЖИТЬ).

И в качестве иллюстрации Чуковский приводит рассказы из того, начального периода детской литературы. Что-то о "блаженной и пресветлой кончине благочестивого мальчика", и о нехорошем мальчике, который вырос очень - очень нехорошим взрослым, и получил по заслугам. Сразу за всё.

(Почему мне здесь отчётливо вспомнились рассказы Пантелеева о Белочке и Тамарочке?! Мелкие грешки девочки пытаются скрыть, но мама всеведуща. И каждый проступок подвергает подробному разбору. На пару страниц).

-2

Видите принципиальное отличие? Я - нет.

Но справедливо критикуя пуританскую литературу за навязчивую назидательность, Корней Иванович упускает из виду её положительный заряд: стремление познакомить ребёнка "с тем, что бывает". Или просто не пришлось к слову, тема не та?

Прямо с самого начала, с середины 17 века, английские писатели считали своей обязанностью писать и для детей. О природе, о путешествиях, о других народах, о прошлом. И не только писатели - учёные тоже! Именно так было положено начало литературе научно - популярной.

Это не урок биологии - биологии как предмета в школах ещё не было. Но это явная забота о расширении кругозора!
Это не урок биологии - биологии как предмета в школах ещё не было. Но это явная забота о расширении кругозора!

Не столь занимательно, как сказки? Трудно сказать - ведь дети бывают разные, очень разные, есть и "прирождённые реалисты". А главное, детство - понятие растяжимое. Пять лет и восемь - это уже "две большие разницы".

Помните, как девятилетняя Джен Эйр зачитывалась книгами о путешествиях?

-4

А мистер Брокхельст настойчиво предлагал ей что-то о "Мальчике, которому учить псалмы слаще, чем есть пряники"?

А ведь это уже девятнадцатый век.

Очень может быть, что Джен в дядюшкиной библиотеке прочла и книги Марии-Сибиллы Мериан. Натуралистка-художница не писала специально для детей, но её рассказы о путешествиях в дебри Амазонки, украшенные множеством авторских акварелей, прочно вошли в круг детского чтения.

А одной из самых "долговечных" книг для детей стала "История свечи", тоже не имеющая ничего общего со сказками.

-5

Её автор - Майкл Фарадей, тот самый, что смотрел на каждого из нас со стены школьного кабинета физики.

Если бы он сам написал книгу о своём детстве, это было бы чтение, ОЧЕНЬ поучительное, но едва ли занимательное. "О мальчике, которому было не до сказок - он работал с тех пор, как себя помнит, и кормил себя сам, потому что родители кормили троих младших". Начальную школу окончить всё же удалось - читать научился.

Много лет спустя, уже будучи учёным с мировым именем, он даже немного бравировал тем, что официально его образование - ЧЕТЫРЕ КЛАССА!

-6

Дальше - сам. Устроился разносчиком в книжный магазин, чтобы читать книги. Исключительно научные - это же может стать профессией! Разобрался - и набрался храбрости предложить себя в лаборанты профессору... Путешествия по Европе, знакомство с научными светилами, работа - и самостоятельные открытия. Счастливое стечение обстоятельств? Или всё же талант-настойчивость-цель? Это же английский Ломоносов!

-7

Фарадей не сомневался - многие рождаются с задатками, но немногие займутся наукой. Хотя бы потому, что в детстве им об этом никто не расскажет. Одним, в силу происхождения, судьба только работать, для других - только армия... А что если рассказать о физических явлениях так, чтобы понятно и интересно было всем? Даже десятилетним?

Его "История свечи" написана простым разговорным языком, и картинки в ней на каждой странице.

Почему пламя свечки у фитилька - белое, почему его верхняя часть - самая горячая, почему свечка - цилиндр горит ровным пламенем, а красивая-витая - мигает и коптит? Зачем нужно ламповое стекло? Что общего между горением и ... дыханием? Не просто ответы на десятки вопросов, но и подробное описание опытов, которые рекомендуется повторить самим - убедиться!

А как людям вообще пришло в голову делать свечи, если были лучины и факелы? Есть в природе даже "дерево-свечка", лучина из которого горит красивым, ровным светом, как самая лучшая свеча!

Но - додумались. Бычье сало - стеарин - спермацет - парафин... Стеарин совершенно несложно сделать самим, попробуйте!

А свечки делаются из разного материала по-разному. Моканые, литые, обливанные - это вполне может стать и домашним приработком, посильным для подростков. Профессия!

А оптические опыты со свечками, экраном и проекционным аппаратом?!

-8

Хороша, однако, детская книжка, которую не каждый родитель решится вручить ребёнку!

Но действительно, рекорд долговечности - издаётся до сих пор. Правда, теперь проходит по разряду "научно-популярных". И опыты из неё - только в школе, под присмотром.

Но цель этой вполне "английско-пуританской литературы" очевидна: познакомить ребёнка с тем, что есть на самом деле. Снабдить его сведениями для жизни и... навыками "самопрокорма". Прямо с детства.