Найти тему
Psychology of love

Вспоминая Рафаэля

О выставке в Государственном Эрмитаже «Линия Рафаэля»

#ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЁННАЯ ЛЮБВИ - «Линия Рафаэля» проходила в 2020-м году в Государственном Эрмитаже. Как приятно вспомнить, что была такая нежная экспозиция, привезённая из Британии и Парижа:) Тогда была видна борьба устроителей за каждое полотно - переговоры о доставке картин шли в ковидный год тяжко. Ну а сейчас и подавно невозможно перевезти эти картины для российского зрителя! Ещё очень долго мы не сможем договориться о прибытии картин из западных стран: даже в 2020-м Париж не дал для выставки «Прекрасную садовницу» Рафаэля.

Встречали зрителей ренессансные фрески, боль и гордость Эрмитажа. Из сердца Рима, с Палатинского холма, эти фрески попали в музей с виллы Стати-Маттеи. Их реставрация все еще идет, и фрески, которые находились в глубине лоджии, выглядят более расчищенными.

Фреска «Венера, вынимающая занозу»
Фреска «Венера, вынимающая занозу»

Первоначально Венера Рафаэля была в сандаликах, постепенно обнажаясь в более поздней прорисовке. Остальные фрески так же рассказывают историю любви от рождения Венеры до ее общения с античными божествами кисти мастерской Рафаэля. После его смерти одну из работ в Эрмитаже приписывают любимому его ученику - Джулио Романо.

Фрески с сюжетом из Овидия
Фрески с сюжетом из Овидия

Далее залы шли в хронологии «от Рафаэля до наших дней», каждый со своей оригинальной концепцией. Для разнообразия помимо картин представлен гобелен эпохи императора Павла, майолика и даже ... серебряная гробница Александра Невского. Устроители вели, словно нить Ариадны, линию Рафаэля, объединяя миф и быт в комментариях.

Эпоха романтизма, конец XVIII - первая половина XIX века, поставившая в центр внимания личность творца, создавшая культ художника-гения - всеми любимого Рафаэля. В эту эпоху в Европе

вышло несколько биографии Рафазля. В 1816 году братьями Рипенхаузенами была

издана первая серия гравюр, изображающая сцены из жизни художника.

Прежде Рафаэль воспринимался скорее как отвлеченный идеал искусства. Теперь сама его жизнь стала мифом, граничащим с житием святого. Места его земной жизни, подчае не слишком достоверные - родительский дом в Урбино, дворец и вилла в Риме, - превратились в места паломничества. Ангелы на картинах отца художника Джованни Санти стали интерпретироваться как детские портреты Рафаэля. Особое внимание уделилось сцене смерти художника - моменту его перехода в вечность.

Громадная картина Феличе Скьявони, заказанная ему Александром II и изображающая близких Рафазля, переживающих его смерть, представляет собой своеобразный апофеоз Санти. Останки художника также стали

предметом почитания. Впервые в Римской Академии святого Луки выставлялся мнимый череп Рафааля. Среди живописцев существовал обычай дотрагиваться до него своими кистями, в приехлиший в Рим И.-В. Гёте заказал с него гипсовый слепок. Чтобы устанонить подлинность реликвии, в 1833 году в торжественной обстановке были вскрыта гробница Рафазля в Пантеоне, где был обнаружен

и тщательно изучен подлинный скелет художника.

Оборотной стороной высоких духовных стремлений романтизма был бидермийер - бюргерское, бытовое, приземленное прочтение его идеалов. По всей Европе практика копирования рафазлевских образцов стала обывательским хобби.

Репродукции его самых умилительных работ - в гравюре, фарфоре, бронзе,

вышивках -все чаще проникали в быт, становясь важной составляющей визуального фона эпохи.

В России и Германии, где особенно важна была религиозная сторона творчества Рафазля, его картины нередко становились прототипами личных молельных образов. Во Франции и Италии, напротив, особенно популярна была история любви Рафаэля и Форнарины, зачастую превращавшаяся в водевиль и ставшая расхожим сюжетом салонных картинок, впоследствни иронично обыгранных Пабло Пикассо в эротико-обсценном ключе. Сформировался и собственный рафаэлевский канон: если иконой романтиков была «Сикстинская Мадонна», в особенности лики Марии и Христа, то предметом восхищения и нещадного тиражирования бидермайера и интернационального салона - скучающие ангелочки. Особенно это касается картины «Мадонна в кресле».

Корреджо, «Портрет неизвестной дамы» (жена правителя из Корреджо)
Корреджо, «Портрет неизвестной дамы» (жена правителя из Корреджо)
Джулио Романо «Дама за туалетом»
Джулио Романо «Дама за туалетом»
-5
Святой Иосиф с младенцем на руках
Святой Иосиф с младенцем на руках
-7
Святое семейство с цветочной гирляндой, Нидерланды
Святое семейство с цветочной гирляндой, Нидерланды
Ноэль-Никола Куапель «Рождение Венеры»
Ноэль-Никола Куапель «Рождение Венеры»

Если канал мой именуется «Психология любви», то как не показать ренессансную фреску «Рождение Венеры» ❤️☝🏻

XIX век был временем становления истории искусства и активного развития публичных музеев. Центральное место в них неизменно уделялось Рафаэлю, чьи работы становились предметом национальной гордости. В Эрмитаже до революции хранилось четыре работы художника.

Спасибо за прочтение, ещё больше о живописи, посвящённой любви, по подписке!

Psychology of love
Спасибо за лайк ⬇️
Спасибо за лайк ⬇️