В нашем городе зимой очень редко выпадает снег. Мы с моим мужем, Виктором, часто уезжаем в такие места, где много снега. Любим мы кататься на лыжах, на санках. Вот и в этот раз под Крещенские морозы мы решили уехать в деревню. Проникнуться деревенским духом. Покататься на лыжах, проморозить свои косточки. Так выражается мой муж.
Поехали мы в Белорусскую глубинку. Долго, конечно, добирались. Но это того стоило. Белорусские деревеньки очень красивые зимой. Шапки снега на деревьях. Кое-где из трубы вьется дым. Значит деревенька не брошена. Едем мы с Виктором и выбираем домик, в котором бы нам хотелось остановиться. Муж у меня спросил: -Давай сразу уточним, нам дом чтобы позагадочнее?
--Да, да, позагадочнее и пострашнее. Хочется в эти Крещенские дни немного мистики.
-- Ну, мистика, так - мистика. - Согласился муж.
Едем на машине, смотрим на домики и выбираем. И вот доехали до конца улицы, почти у леса. Стоит домик. Такой небольшой, аккуратненький. Обшитый дранкой. Дранка от старости почернела. Что-то в этом домике было такое настораживающее. Наличники на окнах такие же темные, как и дранка на стенах. Время и непогода сделали свое дело. Но домик держался молодцом. Из трубы шел дым.
--Ну что, здесь? -Спросил муж.
Я утвердительно махнула головой.
Виктор вышел из машины. Постучал по калитке. Во дворе залаяла собачка. Мы ее сначала и не заметили. Муж снова постучал по забору. Собачка заливалась громким лаем.
--Давай, давай, милая, зови своих хозяев. - Подбадривал псинку муж.
--Хто там? Кого нелегкая принесла на вечер? - На крыльцо вышла строгая старуха.
Одета она была в овчинную безрукавку. На голове черный платок покрыт по-старушечьи. На ногах обрезанные валенки. Взгляд у старухи был строгий, острый:
-- Ну, и чего вы людей беспокоите? Хто вы такие? - Старуха спустилась с крыльца и подходила к калитке. - Замолкни, - шуганула она собачку.
Та, поджала хвост и с обидой отправилась в будку, изредка на нас поглядывая.
--Здраствуйте, вы не могли бы пустить нас на постой к себе недельки на две? Мы хорошо заплатим. - Спросил муж.
Старуха долго рассматривала нас потом махнув в мою сторону спросила:
-- Жонка твоя, что-ль?
--Да, жена моя. - Подтвердил Витя.
--Ну что, заходите, да побыстрее. А то скоро час нехороший начнется.
Мы с Витей переглянулись и пошли за странной старухой в дом.
В комнате было тепло. Хоть на улице еще не стемнело полностью, в комнате было сумрачно. Мы зашли в сенцы, там пахло травами и квашеной капустой. Это не было противно. Это было вкусно. Сразу представилась сковорода полная жареной картошки и квашеная капуста. Я сглотнула слюну. Есть захотелось. Старуха пригласила нас в комнату. Я озиралась по сторонам.
--Спать будете в большой комнате. А я живу в этой. Сплю иногда на печке. Кости прогреваю. - Старуха говорила, а сама рассматривала нас. Ох, и острый взгляд у нее был. - Молодица, а ты чиво застыла? Давай, раздевайся, сейчас ужинать будем. Я знала, то у меня сегодня гости будут. Это мне кот мой, Вася, нашептал. - Старуха ловко накрывала на стол.
Сняла заслонку с печки и достала оттуда сковородку полную жареной картошки. Чаплейкой подцепила сковороду и легко плюхнула ее на стол.
Витя в это время заносил наши вещи в дом.
--Все перенес? - Спросила старуха.
--Да, все, кажись, все.
--Но если не все, то уже второй раз не пойдешь. - Сказала она и заложила двери на крючок, а потом еще вставила засов. - Всё, на улицу до петухов нельзя. Идемте ужинать.
Мы с мужем переглянулись.
--Ты страшилок хотела, мистики? Вот, получай теперь сполна, - прошептал мне муж.
Помыв с дороги руки и умывшись мы уселись за стол.
Ели, конечно, как с голодухи. Всё было такое вкусное. Сало старуха порезала толстыми ломтиками, оно просто таяло во рту. Грибочки вкусно похрустывали. Я вылавливала пелюску и наслаждалась деревенской едой.
Когда мы утолили первый голод, я спросила у старухи:
--А как нам вас звать?
--Паулина Власовна я. Вот так и зовите. - Ответила старуха.
--А почему вы закрылись? Почему нам нельзя выходить на улицу? - Не унималась я.
- Сегодня крещенский сочельник. Последний день, когда нечистая сила бродит по улице. Нападает на одиноких девчат. Перевертывается в красивых хлопцев, а потом заводит запоздавших в такие дебри, что очень редко люди выбираются домой. Нечисть водит, кружит. Человек домой попасть не может. Опять же, откроешь двери, лихоманка заскочит в дом. И вот тогда всё. Весь год с тобой будет жить. Питаться энергией. Хворь и болезни поселятся в доме. А ее нельзя выгнать до следующего Крещения. Потом волки оборотни. Они подходят до самого жилищя и нападают. Уводят в лес, заманывают красивым видом и там нападают. Так вот, чтобы этого не случилось - на улицу ни ногой. - Подытожила Паулина Власовна.
--А как же вы нас пустили, не побоялись? - Спросил мой муж.
--Так мне кот, Вася, сказал, что вы приедете. А жонку твою эовут Ольга. Мне Вася, мой кот, сказал: Святая к тебе сегодня придет. Пусти. Так что, госточки мои дорогие, пьем чай и ложимся спать. Ровно в полночь свет у нас выключают. Так что если что, я вам керосинку на столе оставлю.
Хто в туалет захочет, в сенцах за занавеской ведро. На улицу не вздумайте!
--А расскажите, были случаи когда вам самой доводилось встречаться с нечистой силой? - Спросила я старуху.
Она на меня долго смотрела, а потом стала рассказывать:
- Было это в 19...году. Я была тогда молодая, непослушная. Бабушка у меня ведунья была. Всё знала, как сглаз и порчу снять, как шепоток в спину говорившему вернуть. И вот в такой вот сочельник собрались мы с подружкой гадать. А гадать решили у церкви. Становишься с левой стороны, прижимаешься ухом крепко к стенке и слушаешь. А сама думаешь, что хочешь услышать. Вот если бубенцы, то к скорой свадьбе, если тишина, ничего не услышишь, еще в девках посидишь. А если колокол услышишь, то быть беде. За упокой колокол звенит. Несчастье значит случится.
Бабушка моя не пускала, да кто бы ее слушал. Я стоумовая была. Все знала сама. А бабушка мне в карман сыпанула наговореной соли, а я и не знала. Да зубчик чеснока сунула в карман дубленочки от нечистой силы. Вот идем мы, значит, с подружкой к церкви. А месяц такой светлый светил, а тут тучки набежали, закрыли месяц. Страшно мне вдруг стало. Я подружке говорю :
- Иди быстрее, слушай.
Ну, подружка приложила ухо и услышала бубенцы. Знать, замуж пойдет. Радостная такая рассказывает.
Ну, следующая я пошла. Сколь ухо ни прикладывала, так ничего и не услышала. Тишина. Знать, еще в девках просижу.
- А и ладно, - подумала тогда я, - что мне в девках плохо? Живу как панночка.
Идем мы, значит, с подружкой, рассуждаем, и тут из за угла сани к нам подкатили. Мы глянули, а возница такой парень красивый, да лихой:
-- Садитесь, девчата, прокачу с ветерком.
Мы залезли в сани. Он нас так услужливо прикрыл теплым одеялом, чтобы нам, значит, холодно не было. А я возьми и полезь в карман к себе в дубленочку. И нащупала там соль с чесночком. Вот бабуля, все-таки насыпала. Ну достала соль выбросить значит. Сыпанула, а ветер, сани мчат, соль и попала прямо в парня. А мы смотрим, а это не парень а нечистый с хвостом. А сани к речке мчат. Мы тогда с подружкой вывалились из саней, а они дальше покатились. И вот тогда, как начала нас нечистая сила водить.
Метель поднялась, ветер. Колючий снег по лицу лупит. Мы дорогу домой найти не можем. За руки взялись, чтобы не потеряться. А метель такая, что с ног валит. Подружка моя плакать начала:
- Всё, мы умрем, не спасемся.
А я ей говорю:
- Хочешь чесночка? У меня в кармане есть.
- Давай, - говорит подружка.
Я ей дала она откусила, я откусила. И тут видим, метель утихать начала. А мы стоим возле дома своего.
Вот так вот, милая, нас нечистая сила водила.
--А что стало с подружкой вашей? - Спросила я.
--А что бы с нею стало? Замуж она в тот год выскочила. Хороший замуж ей достался. Всю жисть, как у христа за пазухой прожила.
Так мы сидели разговаривали, и вдруг мне о ногу потерся пушистый кот. Откуда он взялся, никто не видел. Я наклонилась, взяла это пушистое чудо. Кот, Вася, был полностью черный. А глаза зеленые. Он Уютно улегся у меня на коленях и замурлыкал.
-- Ну, принял Вася тебя, милая. - Проговорила Паулина Власовна.
- А Почему вы нас накормили? Выставили все вкусности? - Спросила я.
--Вот слушай историю, что мне рассказала моя бабушка:
Жили они очень бедно. Детишек много. Бабушка моя - самая младшая из детей.
Хатенка их стояла на самой окраине. Ветхая-приветхая, одним боком в землю вросла. А рядом купеческий дом. Красивый, богатый. Идет мимо нищий. Постучался в купеческий дом. Вышла купцова жонка. А нищий просит кусочек хлеба, да глоток воды.
--Иди отсель, сейчас собак спущу. Повадились ходить. Тут на вас не напасешься. Иди, иди не оглядывайся. Во расплодилось нищих, - проговорила жонка. Закрыла калитку. А нищий дальше пошел.
Идет мимо бабушкиной развалюхи. Постучался. Вышла мать бабушкина. Худая уставшая женщина. Нищий просит у нее кусочек хлеба и глоток воды.
-- Заходи, мил человек. Умойся с дороги. Полила ему на руки с кувшина. Нищий умылся. Она дала ему чистый рушник вытереться. Нищий вытерся и ей передал рушник. Она его на сундук положила. Достала с загашника краюху хлеба, поделила по кусочку детям, а большую нищему отдала. Да водицы чистой дала попить. А бабушка моя, она маленькая, протянула свой кусочек нищему. На возьми, потом съешь. Поблагодарил нищий семью, поклонился в ноги и на выходе из хаты, бабушке моей сказал.
--Будешь обладать ты чудесной силой. Будешь людям помогать, а за это ты никогда не будешь голодная. - Развернулся и ушел. А мать бабушкина в руки рушник взяла, а там на ткани лик божий отпечатался.
Значит, сам Господь приходил.
В ту ночь случился у купцов пожар. Сгорело всё прдворье. Хозяева и работники спаслись. И пошли купцы милостыню просить погорельцами. В полной мере испытали страшную нужду на себе. А к бабушке в ту ночь коровка прибилась. Телочку привела. Стало потихоньку подниматься бабушкино подворье. На сметанку курочку обменяли. Вот так вот господь помог.
А бабушка моя силу имела сильную. Всем помогала. Так-то вот, девонька.
Ну всё, наговорились мы, пойдемте спать.
Да, на двор ни-ни. Нельзя. Страшный час уже идет....
Продолжение следует...
Спасибо что дочитали историю до конца
Кому понравилась история Ставьте лайки Пишите комментарии Подписывайтесь на канал