Все началось в 1810 году, когда русский врач Ф.П. Гааз и кабардинский князь Измаил-Бей Атажуков обнаружили на склоне горы Железной два минеральных источника. Источник, который сначала назвали Константиновским, потом – Ленивым, а потом – Лермонтовским - положил начало курорту Железноводск.
Развивался курорт медленно. Несмотря на то, что ручеек отдыхающих с каждым годом становился все полноводнее, даже в 1820-е годы здесь стояли только шалаши и кибитки.
В 1825 году появился Казенный сад, который позже станет Курортным парком. В отличие от парков Кисловодска и Ессентуков, сюда не приходилось завозить землю и везти тысячи деревьев и кустарников. Окрестности Железноводска были зелеными, и парк попросту сливался с окружающим его лесом. Таким образом, перед уже известными нам братьями Бернардацци стояла задача красиво оформить окружающий ландшафт, сохранив его природную красоту.
Бурное развитие пришло в Железноводск на рубеже веков вместе с железной дорогой. Это произошло несколько позже, чем в других городах Кавминвод, из-за технических сложностей, связанных со строительством железнодорожного полотна. Какое-то время конечной была станция Бештау, а затем курортникам приходилось в экипаже добираться до Железноводска.
Но в конце концов железная дорога была проложена. Пришлось прибегнуть к сложному инженерному решению – уклон полотна был доведен до максимального предела, допустимого в железнодорожном строительстве – около 16 метров по вертикали.
Двигаться по путям с таким крутым уклоном мог состав лишь из двух вагонов, ведомый танком-паровозом, то есть паровозом без тендера. Один из таких паровозов можно увидеть недалеко от станции Минеральные Воды. Он установлен в виде памятника.
Железнодорожная ветка была пущена в эксплуатацию 1 января 1897 года. Здание вокзала Железноводска, построенное по проекту архитектора Евгения Ивановича Дескубеса, сейчас памятник архитектуры.
В начале XX века в городе появилось несколько выдающихся по красоте зданий, самые известные – дворец эмира Бухарского, Островские ванны и Пушкинская галерея.
Дворец эмира Бухарского
Иногда дворец эмира Бухарского называют дачей. С точки зрения размера это название, пожалуй, ближе к действительности – небольшое, воздушное и изящное, как жемчужина, здание.
Земля в Железноводске была подарена Александром III Бухарскому эмиру и русскому генералу в одном лице Сеиду Абдулла-хану.
На этом месте был построен дворец по проекту архитектора Владимира Семенова. Нежно-голубые стены дворца служат фоном для богатой отделки в восточном стиле: мавританской арки, островерхих окон, сине-белой керамической мозаики, резной деревянной отделки.
Дворец строило долго, и ни один из Бухарских эмиров, по сути, никогда в нем не жил. Но название эффектное, от него так и веет восточной сказкой.
В 1913 году дворец подарили императорской семье, но и ей он не чтобы был сильно нужен. Позже дворец использовали как военный госпиталь и санаторий.
В 2017 году здание передали в аренду под гостиницу.
Когда я была в Железноводске пару лет назад, дворец был закрыт.
Очень жаль.
Островские ванны
Яркий восточный стиль присущ и зданию Островских ванн, названных так в честь Михаила Николаевича Островского – министра госимущества Российской империи, который немало сделал для Кавминвод. Драматург Алесандр Островский – его старший брат.
Автором проекта здания Островских ванн был архитектор Павел Юльевич Сюзор, тот самый, который построил знаменитый Дом Зингера в Санкт-Петербурге. Яркий и необычный облик ванного здания должен был привлечь в Железноводск отдыхающих. Восточные купола, минарет, контрастная расцветка и арабская вязь на стенах будто переносили обывателя в мир «Тысячи и одной ночи», где его еще и грязью напомаживали и в водичку минеральную окунали.
К сожалению, сейчас Островские ванны закрыты на реставрацию уже не пойми сколько времени. Вот честное слово, лучше бы они там не озеро облагораживали, а настоящие исторические достопримечательности в порядок привели.
Пушкинская галерея
Пушкинскую галерею называют архитектурным символом Железноводска. Безусловно, она играет здесь гораздо более значительную роль, чем ее почти сестра-близнец – Лермонтовская галерея в Пятигорске, хотя появились они почти одновременно. Наверное, потому что для маленького Железноводска ее появление было архиважным событием.
«Железноводская галерея – новое, только что законченное обширное здание, представленное для развлечения публики, для танцевальных вечеров и спектаклей. По легкости и изяществу архитектуры галерея составляет главное украшение Железноводского парка».
Что касается архитектурного решения здания, то оно весьма примечательно. В то время как столицы и крупные города цеплялись за уходящую эклектику, курортный Кавказ воплотил прогрессивные веяния модерна.
Невесомое, будто парящее здание из стекла и металла, декорированное витражами и коваными элементами, выглядело новаторски и привлекало внимание искушенной публики. В то же время классическая симметричность фасада создавала необходимую гармонию для расслабленного взгляда отдыхающих.
Новаторство заключалось еще и в том, что разные элементы конструкции здания создавались в разных регионах империи. Металлические части были созданы в Санкт-Петербурге, витражи – в Варшаве, строительство фундамента и финальная отделка производились компанией из Владикавказа. Кованые элементы, как принято думать, создавали местные мастера.
Левое крыло галереи занимал концертный зал на 350 мест. В центральной части находился купольный зал, где до 1916 года располагался питьевой бювет источника №1. Здесь тоже была небольшая сцена для оркестра и 50 кресел для зрителей. Все правое крыло занимал прогулочный зал со столиками, креслами и скамьями для отдыха.
В Пушкинской галерее выступали звезды дореволюционной и советской эстрады.
***
В начале XX века в Железноводске началось бурное строительство гостиниц. В 1903 году открылась гостиница Казенная на 120 мест.
Рядом возводились гостиницы поменьше, предназначенные для проживания только в теплое время года.
Особо влюбившиеся в Железноводск курортники возводили собственные дачи и особняки.
Стремительно развивалась курортная инфраструктура. Количество разнообразных минеральных источников множилось с каждым годом. Гуляя по обширному парку, отдыхающий то и дело оказывался перед каким-нибудь источником – Мариинским, Михайловским, Константиновским, Владимирским, Завадовским, Нелюбинским, Смирновским и другими.
В 1914 году инженером-гидрологом Николаем Слявяновым был открыт источник, который позже назовут его именем. Инженер настоял на углублении скважины, и когда ее глубина достигла 120 метров, из земли забил фонтан горячей минеральной воды. Сейчас это одна из самых популярных минеральный вод – «Славяновская». Через три года над источником построили питьевой бювет.
В 1911 году в Железноводске открыли первый санаторий для детей «Горный воздух», а при нем – институт физических методов лечения на основе самых передовых научных исследований того времени. Даже сейчас в окрестностях санатория царит особая чарующая атмосфера.
Как я уже упоминала, пейзаж Железноводска сразу был довольно живописным. Город окружен несколькими горами – Железной, Медовой, Развалкой, вдали виднеются Бештау и Машук.
Давшая название городу гора Железная – это лакколит, так же, как и Машук и Бештау. Это вулканы-неудачники, которые остались просто горами, внутри у них остывшая магма. Регион периодически потрясывает.
Сейчас в парке можно увидеть огромную каменюку с надписью: «Камень весом около 1700 пудов, упавший с вершины горы Железной в ночь с 10 на 11 апреля 1892 года». 1700 пудов – это около 27 тонн. Тряхнуло, наверное.
И в завершение упомяну о двух достопримечательностях более позднего, уже советского, периода.
В 1936 году в городе появилась Каскадная лестница. Сейчас ее украшают фонтаны, статуи и клумбы.
В 1954 году в Железноводске появилось рукотворное озеро. Местные энтузиасты вырыли огромный котлован, который заполнился водой из горного ручья. В 80-е годы берега укрепили, построили лодочную станцию. Сейчас его благоустройство продолжается.
Ну вот и почти все с Кавминводами. Но будет дополнительный пост с ретро-фотографиями.