Найти в Дзене
Aristologia

У нас на водах. Умирает ли Железноводск

В моих планах поездка в Железноводск стояла на первом месте. Это был незавершённый гештальт наряду с Кисловодской крепостью.

В Ессентуках и Пятигорске мы были не раз, а вот в Железноводске не были.

Электрички не жалуют своим вниманием Железноводск, и ходят туда редко – не каждый день и не каждый час, как в Минводы. Поэтому, если не хочется возвращаться на маршрутке, в Железноводске придется провести целый день. Мы так и спланировали.

Одна из немногих электричек до Железноводска
Одна из немногих электричек до Железноводска

Ехать от Кисловодска до Железноводска около полутора часов, причем большая часть дороги пролегает по пути до Минвод, и только возле поселка Бештау дорога уходит в сторону Железноводска. Это можно почувствовать даже во сне. Ехали вы до этого бодренько, почти не чучухали, а тут вдруг начали плестись, как хромая утка, и подпрыгивать на каждом стыке. Поздравляю, скоро Железноводск.

И вот плететесь вы, а тут в вагон заходит бабулечка и начинает скрипучим голосом запевать:

Домик окнами в сад, там, где ждет меня мама,

Где качала мою по ночам колыбель,

Домик окнами в сад заметает упрямо

Золотой листопад, голубая метель.

Я чуть не разрыдалась. Домики и пейзажи за окном сразу стали какими-то тоскливыми, небо мрачным, а гора укрылась тучей и ушла на самоизоляцию.

До Железноводска доехали немногие. Основная часть пассажиров вышла раньше.

Вокзал в Железноводске симпатичный, памятник архитектуры. В Интернете прочитала, что его хотят сделать музеем, потому что непосредственная функция вокзала сейчас сведена к минимуму.

Мы отправились в курортную зону.

От вокзала перешли через улицу Ленина (ожидаемо, где-то возле вокзала в маленьком городе всегда должна быть улица Ленина) и прошли по тропинке с полуразрушенной плиткой, мимо печальных елочек и потрясающего здания Островских ванн. Сейчас оно, похоже, на реконструкции.

Встретили вот такое креативное дерево.

Дальше перед нами возникла лестница. Часть ступенек была разбита, ходить по такой опасно.

Вдоль лестницы тянулись разрушенные дома, в которых жили кошки.

Тут мне и закралась печальная мысль, что городок-то наверное умирает. Электричка, железнодорожный путь, который невыгодно ремонтировать, разруха эта вся. Мне стало печально. Маленькие городки я очень люблю. Люблю их тишину, самобытность, уют. Но, к сожалению, ко всему этому чаще всего прилагается разруха, запустение и безысходность.

А вокруг цвела весна, которая украшает собою все.

Железноводск - город Лермонтова и Пушкина. Два поэта начала 19 века задали тон жизни Кавминвод на столетия вперед.

Я хотела увидеть дворец эмира Бухарского. Увидела. Скромненько, но со вкусом. Зайти нельзя. Памятник архитектуры начала 20 века. В советское время здесь был санаторий, сейчас отдали под гостиницу. Оно просто стоит закрытое и ждет своей участи.

Кавминводы – кошачий регион. Кошки красивые, толстые и довольные. Офигенного кота встретили возле бювета с Лермонтовской водой. Он сидел и ждал женщину с сосисками. Получил две порции и съел, полностью игнорируя фотосессию и сюсюанья окружающих.

Лермонтовская вода, как нам объяснила смотрительница, пшикнув в нас антисептиком – это вода особая. Она поступает с глубины 45 метров, поэтому очень холодная и долго храниться. Набрали, выпили всю по дороге.

Пошли в центр курортной жизни и вышли к чудесной Пушкинской галерее. Это ноу-хау начало 20 века, различные части здания создавались в разных уголках империи и потом собирались на месте. У Железноводской галереи есть родная сестра в Пятигорске, и называется она Лермонтовская галерея. Стекло, дерево и металл создают гармоничный и нетривиальный архитектурный облик, очень подходящий для расслабленного курортного ландшафта. Слово галерея в контексте курорта на водах может ввести в заблуждение, потому что обычно имеются в виду питьевые галереи. Но Пушкинская галерея – это летний театр и выставочный центр. Круглый год экспонируются картины местных художников, а летом открывается сцена для театральных представлений. Здесь выступали Айседора Дункан и Леонид Утесов, не говоря уже о более поздних звёздах эстрады советского периода.

Здесь Железноводск уже не казался умирающим.

Посидели на лавочке, послушали песни какого-то местного исполнителя на курортную тематику. Например, про то, как девушка под сорок приехала в санаторий, влюбилась в женатого, закрутила роман. «Через год Танюша родила Тамарочку», - оптимистично заканчивалась песня. Еще была песня «Терренкуры, терренкуры, нет приятней процедуры», «Здравствуйте, горы, к вам я приехал на двадцать пять дней» и прочее милое сердцу курортника.

Курортный центр Железноводска
Курортный центр Железноводска

Пресытившись курортным творчеством, мы пошли в гору. Вернее, запланировали пойти гору. Гора Железная стала манить Диму еще в электричке, ему захотелось на нее подняться. Мы с Катей мужественно согласились и пошли. Маршрут обещал быть не то чтобы слишком сложным, но долгим.

По дороге встретили целую улицу скворечников. Наверное, был какой-то конкурс и люди очень старались. Птички офигели от такой красоты и на всякий случай кушали в привычных непримечательных скворечниках, оставив красоту на радость отдыхающим.

На гору мы не пошли. И не потому что не хотели, а потому что заблудились. Катя сказала, что она сразу говорила, что идти надо было по другому маршруту, но возвращаться назад мы не стали. Вместе этого пошли в сторону, свернув с новенькой, выложенной плиткой на средства курортного сбора дорожки на утоптанную тропинку. Вокруг была красотища и пели птицы. Весна.

Катя собирала гербарий.

Вдоль тропинки стояли старые, неработающие фонари, в глубине леса периодически появлялись какие-то развалины.

Дойти по этой тропинке можно было до пещеры первобытного человека, но мы туда не пошли, хотя первобытный человек заботливо расставил на нашем пути вот такие камни.

Вместо этого мы пошли к Каскадной лестнице, в цивилизацию. Топали 2,5 километра, Катя стала бояться, что мы уже никогда не выйдем к людям. Вокруг по-прежнему была весенняя красота.

Наконец вышли к Каскадной лестнице и решили сразу по ней спуститься к Курортному озеру. Лестница произвела двоякое впечатление. С одной стороны, очень красивая, большая и величественная, с другой – с запущенными клумбами и без фонтанов. Надеюсь, еще был просто не сезон, клумбы посадят, фонтаны запустят.

Возле Курортного озера явно идет какая-то реконструкция. Может, опять на средства курортного сбора реставрируют площадь, может, к какой-нибудь дате.

Дима присмотрел нам грузинский ресторанчик для обеда, и нам нужно было вернуться назад от Курортного озера к улице Ленина. Подниматься опять по огромной каскадной лестнице не хотелось, и мы приметили обустроенную, вымощенную новенькой плиткой дорожку. По карте она должна была вывести на к улице Ленина. По факту она привела нас к забору с колючей проволокой.

Добро пожаловать, дорогие гости!
Добро пожаловать, дорогие гости!

Это был какой-то санаторий, который окопался от туристов таким образом. Ну зачем тропинку-то мостить?!Мы пошли вдоль забора с колючей проволокой, в надежде, что он выведет к цивилизации. По пути к нам присоединились такие же неудачливые туристы. Шли долго, цепляясь за ветки и спотыкаясь. Забор таки вывел нас к дороге, но для этого пришлось взобраться на горку. Ну хоть так.

Еще несколько сот метров в сопровождении местных собак – и мы в ресторане «Тинатин».

Разумеется, заказали хачапури по-аджарски и еще много всего грузинского. Обязательно шашлык, причем взяли и с собой тоже, потому что на ужин в санаторий мы не успевали.

После ресторана у нас еще оставалось время, и мы решили пройти в другую сторону от Лермонтовского бювета.

И эта оказалась та самая нежданная жемчужина, которую иногда находишь в наших путешествиях, когда ничего не обещающее место вдруг проникает прямо в душу.

Мы вышли к санаторию «Горный воздух». Санаторий как санаторий, неплохой на фоне других, которые нам попадались в Железноводске, но ничего особенного. Но виды, которые оттуда открывались! Может, такое впечатление было, потому что начался «золотой час» перед закатом, который так любят фотографы.

Если вы читали фантастические рассказы Стругацких, Ефремова или других фантастов середины 20 века, где будущее – это просторы с воздушной, не забивающей ландшафт архитектурой, то вы меня поймете. Розовая стена санатория на фоне горного пейзажа вдалеке выглядела совершенно футуристично.

Не пойму, что особенного в этой картинке, но у меня захватывает дух
Не пойму, что особенного в этой картинке, но у меня захватывает дух

А потом мы увидели воздушный шар, летящий над горами, и картинка полностью сложилась. Ею хотелось любоваться, пока солнце не сядет.

Но нас ждала электричка, и мы побежали на вокзал. Людей в Железноводске село совсем мало. В последнем вагоне мы были одни, и Катя захотела фотосессию.

Это мизерное количество людей, медленно идущая спотыкающаяся электричка опять навела на мысль, что дела у Железноводска не очень хороши. А вы как думаете?

Читайте и смотрите по этой теме на моем канале:

У нас на водах. 10 любимых мест Кисловодска

У нас на водах. Моя любимая процедура

Хроники коронавируса. Санаторий закрывается на карантин. Поменяли билеты на самолет

У нас на водах. Ессентуки в снегу