Найти в Дзене

Постоянная экспозиция НГХМ «Искусство ХХ века. 1900 — 1920: от символизма к авангарду»

Впервые в истории Нижегородского государственного художественного музея искусству XX века отвели собственное музейное пространство. Увидеть одну из наиболее значительных коллекций среди региональных музеев страны, настоящую сокровищницу с работами Малевича, Гончаровой, Ларионова и многих других можно теперь в НГХМ | ИСКУССТВО XX ВЕКА на площади Минина 2/2. Немного рассказываем лишь про некоторые шедевры.

Казимир Малевич «Косарь» (1911-1912)

Картина создана Малевичем в период увлечения кубизмом, это ключевая работа его первого крестьянского цикла. Лицо косаря напоминает лики церковных образов, а ярко-красный фон картины вызывает ассоциации с иконами новгородской школы.

-2

Василий Кандинский «Импровизация 4» (1909)

Кандинский делил свои работы на «импрессии», «импровизации» и «композиции», «Импровизация 4» — самая ранняя из хранящихся в России, написана в баварском городе Мурнау. Если присмотреться, то в центре, за деревом угадывается фигура всадника на скачущей лошади — один из характерных изобразительных мотивов в произведениях художника.

-3

Александр Шевченко «Цирковая наездница» («Цирк») (1913)

Шевченко известен как теоретик движения «неопримитивизма», учился у Врубеля и Коровина, в Париже работал в мастерской Эжена Каррьера. Во время написания этой работы выступал апологетом кубизма.

-4
-5

Николай Синезубов «Чаепитие» (1918-1919), на обороте: «Баррикада» (1918-1919)

Картина «Чаепитие» поступила в музей в 1921 году как одностороннее произведение, но после реставрации в 90-х экспонируется как двустороннее, обратная сторона известна также под названием «Христос среди беспризорников».

-6

Михаил Ларионов «Кацапская Венера» (1912)

Одна из наиболее известных картин задуманного Ларионовым, но полностью неосуществленного цикла изображений Венер разных национальностей, художник стремился выразить народное представление о красоте, включая в композиции, например, лубочные картинки.

-7

Наталия Гончарова «Белки» (1910)

Неопримитивистский период в творчестве «амазонки русского авангарда» наглядно характеризует картина «Белки», композиция которой строится по принципу круга, без учета реального пространства.

-8

Владимир Франкетти «Портрет мужчины в синей блузе» (1915?)

После революции Франкетти был назначен директором Художественно-технических мастерских в Нижнем Новгороде (ныне Нижегородское художественное училище), в 30-е годы эмигрировал и в Риме открыл свою частную художественную школу.

-9

Аристарх Лентулов «Морской берег» (1912?)

Интересно, что одного из организаторов знаменитого художественного объединения «Бубновый валет», Аристарха Лентулова в свое время не приняли в Академию художеств, потому что на вступительном экзамене он изобразил зеленую тень на лице натурщицы.

-10

Кузьма Петров-Водкин «Новгород. Кремль» (1911)

Один из основателей объединения «Голубая роза» выработал самобытную художественную систему, включающую в себя новое понимание пространства, которая впервые нашла свое воплощение в картинах 1911 года, в том числе и в этом пейзаже.