"Если Париж - это столица мира, то Монмартр - это столица Парижа; если Белград - перекресток мировых дорог, то Скадарлия - это его душа" (Коста Димитриевич)
Помню, как в одной из статей про сербские кафаны я обещала рассказать о Скадарлии или Скадарской улице.
На всех указателях в Белграде Скадарлия значится как богемный квартал. На деле же, она представляет собой 500-метровую пешеходную улицу в центре города, на которой расположены многочисленные кафе и ресторанчики.
Первые сооружения на территории современной Скадарлии появились около 1717 года во время австрийской оккупации и правления здесь принца Евгения Савойского. Были построены два бастиона и акведук на 14-ти арках.
Первые жилые постройки стали появляться к началу XIX века, когда улица стала частью Цыганского квартала. Наличие цыганского квартала было подтверждено на плане города от 1854 г., а вот улица называлась по-другому - Шичин-мала.
Будущая Скадарская улица получила своё название во второй половине XIX века, когда цыганский квартал практически исчез (в связи с началом освобождения Сербии от власти Османской империи). В 1872 г. белградская община решила переименовать улицу из Шичин-мала на современное название. На смену бывшим избам пришли солидные дома, владельцами которых были ремесленники, торговцы, мелкие чиновники и хозяева кафан.
Название Скадарска (Скадарская) белградская община позаимствовала у города Скадар (ныне Шкодер, Албания), куда во время османского владычества, лишившись имени, языка, Родины и веры, были изгнаны сербы.
Уже через несколько лет на Скадарской улице насчитывалось сотни домов, около двадцати колодцев, фонтан и целый пивоваренный комплекс - "Мала пивара". На этой улице существовала традиция сажать олеандры в бочках. Это был способ оградиться от соседей, но также они обеспечивали улице приятный для глазу вид.
Популярность этому месту помимо цветущих олеандров, обеспечивал, располагавшийся неподалеку, Национальный театр, основанный в 1868 г. После закрытия известной в то время кафаны "Дарданеллы", которая располагалась рядом с театром, Скадарская улица стала местом, где собирались после вечерних представлений актеры, писатели, поэты, а также художники и музыканты. Таким образом, к концу XIX века за Скадарлией закрепилась слава богемного квартала.
Время после Первой мировой войны принесло миру шампанское и джаз. На месте одноэтажных домов стали строиться многоэтажные. Казалось, что улица окончательно потеряла ту особую атмосферу, которую придавали ей одноэтажные здания. Но в целом, Скадарлия сохранила свой жилой характер и традиционный дух сербских кафан.
Второе дыхание Скадарлия получила в 1960 и 1970-е гг. Группа творческих и инициативных людей решила провести масштабную реконструкцию этой улицы. Так здесь появился фонтан, памятник Джуре Якшичу, многие дома были отремонтированы и приведены в порядок.
В 1970-е гг. Скадарлия официально стала побратимом известного парижского района - Монмартра. Была даже подписана совместная грамота о сотрудничестве. На сегодняшний день улица имеет свой личный флаг, кодекс и символы - трость, шляпу и гвоздику.
Скадарлия сегодня лишь отдаленно напоминает нам богемный квартал. Практически все кафаны работают круглый год, но атмосферу улицы хорошо чувствуешь летом. По данным туристических агентств Скадарлию во время летнего сезона ежедневно посещает 20 тыс. человек. Прежнюю атмосферу летом воссоздают актеры, одетые в штатские костюмы начала XX века и, изредка появляющийся здесь, барабанщик.
Таким образом, Скадарлия была местом, где собирались поэты, художники, писатели, актеры и музыканты, которые любили много пить и оживленно беседовать на разные темы. Это место не признавало различий в классах: за одним столиком могли сидеть и спорить бедный художник и чиновник. Многие из завсегдатаев кафан Скадарской улицы жили по близости, и получалось, что они как будто приходили на чашечку кофе в свою гостиную. То там, то здесь раздавалось дружелюбное сербское "Живели!" (с серб. Будем живы!).