Найти тему

Виды, типы приемы композиции. Ч.3: С - Э

Оглавление

С

Свободная (микс) – соединение, сочетание нескольких видов композиции и композиционных приемов без выделения ключевых.

Симметричная – композиционные элементы выстраиваются по принципу симметрии как в отношении содержания, так и формы.

Сказочная – композиция, которая строится последовательно из набора элементов: присказка, зачин, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка, – с характерными особенностями каждого элемента.

Сложная (трансформационная) композиция – тип композиции, особое построение, сочетание структурных элементов с возможным нарушением хронологической последовательности, сменой типов повествования, использованием разных композиционных приемов.

Спиралевидная – см. Концентрическая.

Ступенчатая композиция – последовательный переход от одного структурного элемента к другому с сохранением причинно-следственных связей, нарастания событий, их значения.

Сюжет – изложение событий в том виде (времени и пространстве), в каком задумал писатель.

Сюжетная композиция – композиция, содержащая полный или почти полный стандартный набор элементов сюжета: пролог, экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, эпилог, – с учетом особенностей жанра.

Т – Ф

Тематическая – композиция, когда в центре оказываются взаимоотношения центральных образов. Три подвида:
1) последовательная (движение от одной мысли к последующей);
2) моделирующая (основана на развитии и трансформации центрального образа);
3) антитезная (сопоставление двух образов, взаимодействующих между собой).

Точечная (веерная, новеллистическая) – характерна для новелл, когда к одному событию веером «привязывается» все другие. Особенности:
1) триединство времени, места и дейст­вия;
2) детализация, подробности;
3) эффект «увеличительного стекла».

Умолчание – композиционный прием, когда важное событие происходит до начала развития сюжета, но оно не описывается, умалчивается, могут быть намеки, но читатель узнает о том, что произошло, в свое время.

Усиление – композиционный прием добавления однородных (аналогичных) образов, деталей, усиливающих общее впечатление.

Фабула – фактически произошедшая история (череда событий в хронологическом порядке).

Флешбек – см. Ретроспективная.

Фрагментарная – композиция, основанная на теории многомерности времени, линейная, «разрезанная» на фрагменты, которые перемешаны так, как задумал автор.

Х – Э

Хронотоп – взаимосвязь пространственно-временных параметров с устойчивостью образов (топосов), способ художественного освоения времени и пространства в произведении, определяющий жанр и жанровые разновидности.

Цепочная – см. Прямоточная.

Циклическая (круговая) – композиция, основанная на циклической концепции времени. Выделяют циклическую кольцевую, рамочную, перекрестную.

Шарнирная (обратная) композиция, в которой сочетаются элементы детектива, ложного хода и инверсии. Из узлового момента важнейшее событие переносится в самый конец, что создает неожиданность концовки, не совпадающей с ожиданиями читателя, а читатель иначе осмысливает мотивы и поступки персонажей.

Эллиптическая композиция – вырезание промежутка времени, важного события.

Эпизодическая (новелльная) композиция – изложение эпизодов на основе линейной концепции времени, между которыми пропущены значительные промежутки времени.

Источников много, все разные
Другие справочники в подборке

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература