Найти тему

Виды, типы приемы композиции. Ч.1: А - Л

Оглавление

О композиции литературного произведения написано много. Само слово «композиция» многозначно, виды и типы рассматриваются на разных основаниях, некоторые синонимичны, но имеют нюансы. Иногда сложно разобраться в теории.
Я для себя собирал виды, типы, композиционные приемы, делюсь с вами.

А – Д

Архитектоника – см. Внешняя.

Асимметричная – композиционные элементы выстраиваются по принципу асимметрии как в отношении содержания, так и формы.

Ассоциативная композиция – композиция с широким использованием приемов умолчания, ретроспекции, рассказа в рассказе, создающих необходимые ассоциации.

Вариативная – композиция, в которой те или иные структурные элементы даются в нескольких вариантах – смысловых и формальных.

Веерная композиция – см. Точечная.

Внешняя (архитектоника) – деление, разбивка текста на дозированные части: пролог / эпилог, главы, главки, отступления, эпиграфы и др.

Внутренняя композиция – деление, разбивка текста с использованием разных структурных элементов внутри текста в зависимости от содержания произведения, системы образов, сюжетных, речевых средств.

Двухвостая (обманная) – композиционный прием, когда создается сильнейший контраст между началом, последующим развитием событий и концовкой по принципу «несбывшаяся мечта, надежда» Особенности:
1) эмоциональное воздействие;
2) раздваивание в узловом моменте на ложное и реальное;
3) контраст повествования и действительной концовки, например, счастливого и трагического;
4) возможность вариантов продолжения.

Детективная (зеркальная) – композиция, в которой главное (центральное) преступление начинает сюжет, является единой организующей точкой, «бывшим действием», а далее повествование – путь его раскрытия, где все события предопределены началом.

Дискретная композиция – повествование с пропусками, разрывами, создающими интригу отдельных моментов изложения событий. Характерна для детективов.

З – И

Замкнутая (закрытая) – синонимична кольцевой (см.), действие начинается и заканчивается в одном месте.

Зеркальная простая – композиция, в которой в начале и в конце повторяются одни и те же элементы: образы, события и др., – но с обратным эффектом, по принципу «зеркального отражения» части или всего элемента. Может быть симметричной и несимметричной.

Зеркальная – см. Детективная.

Жанровая – композиция, в которой соблюдаются закрепленные правила (каноны) произведения определенного жанра.

Инверсивная – композиция на основе эсхатологической концепции времени, когда изложение начинается с кульминации, затем возвращается к началу и развивается линейно.

Инверсионная – контрастное повествование, в котором какое-то событие изымается из хронологической цепи и помещается рядом с тем, что противоположно ему по разным признакам: временной возврат или скачок, молодость и старость персонажей, веселое и грустное, вечное и конечное, юмор и драма и т.д.

Инверсионная (обратная) – сначала описывается конечное событие, а затем хронология восстанавливается.

Инверсионная петля – повествователь, рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности и обратно к изначальным событиям, которые воспринимаются теперь на другом смысловом и эмоциональном уровнях.

К

Клиповая – соединение самостоятельных фрагментов со своей кульминацией.

Кольцевая – композиция, в которой в начале и в конце повторяются одни и те же элементы: образы, события.

Композиция в литературе (построение, структура, архитектоника)
1). Построение художественного произведения, расположение его частей в определённой последовательности.
2).
Внутренняя организация текста, расположение элементов текста, отражающее разные стадии развития действия.
3). Расположение «отобранного материала в та­ком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя», разное ассоциативное, эмоцио­нальное смысловое восприятие материала в целом, чем было бы возможно при простом сообщении фактов.

Контрапункт – параллельное развитие двух или более линий в сюжете.

Контрастная композиция – изложение событий с резким противопоставлением каких-либо частей сюжета.

Концентрическая (спиралевидная) – структурные элементы закручены в спираль, когда каждое событие является причиной последующего события.

Л

Линейная – вид композиции по форме подачи материала. События излагаются одно за другим в хронологической последовательности.

Лирическая – композиция лирического произведения, отличающаяся спецификой и особенностями элементов построения.

Логическая – изложение с авторской логикой мысли с кульминацией в конце.

Продолжение следует...

Источников много, все разные
Другие справочники
в подборке

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература