Найти в Дзене

Виды, типы приемы композиции. Ч.2: М - Р

М – Н Микс – см. Свободная. Монтаж – композиционный прием, позволяющий попеременно чередовать, сочетать (монтировать) два разных образа, имеющих свое важное значение, смысл, в целостную картину с новым значением, смыслом. Мотив – композиционный прием, повторение элементов с особой смысловой нагрузкой, «красная нить» через произведение. Новеллистическая – см. Точечная. Новеллистический контрапункт – вариант 1: две-три не связанные между собою сюжетно линии совмещаются по пространственно-временному принципу, то есть все происходит здесь и сейчас, создавая новые ассоциации, эмоции, смыслы.
Вариант 2: прошлое в настоящем, то есть сюжетные события из прошлого переплетаются с настоящими – событиями лицевого плана, раскрывая внутренний мир персонажа. О Обманная – см. Двухвостая. Образная – построение, группировка, соотношение лирических, эпических, драматических образов в произведении определенного жанра. Обрамляющая – см. Окольцовка Обратная – см. Шарнирная. Обратная простая – произведение
Оглавление

М – Н

Микс – см. Свободная.

Монтаж – композиционный прием, позволяющий попеременно чередовать, сочетать (монтировать) два разных образа, имеющих свое важное значение, смысл, в целостную картину с новым значением, смыслом.

Мотив – композиционный прием, повторение элементов с особой смысловой нагрузкой, «красная нить» через произведение.

Новеллистическая – см. Точечная.

Новеллистический контрапункт – вариант 1: две-три не связанные между собою сюжетно линии совмещаются по пространственно-временному принципу, то есть все происходит здесь и сейчас, создавая новые ассоциации, эмоции, смыслы.
Вариант 2: прошлое в настоящем, то есть сюжетные события из прошлого переплетаются с настоящими – событиями лицевого плана, раскрывая внутренний мир персонажа.

О

Обманная – см. Двухвостая.

Образная – построение, группировка, соотношение лирических, эпических, драматических образов в произведении определенного жанра.

Обрамляющая – см. Окольцовка

Обратная – см. Шарнирная.

Обратная простая – произведение начинается с финальной сцены.

Окольцовка (обрамляющая) – композиционный прием, авторское обрамление в начале и в конце композиции. Особенности:
1) возможность введения рассказчика;
2) смена лица;
3) создание дополнительной достоверности;
4) изложение авторской позиции – прямой, провокационной, «двойной» взгляд.

Остросюжетная композиция, в которой самое значительное событие ставится в самый конец повествова­ния, выстраивается путь к нему, обеспечивается противоборство героев, кульминация является развязкой.

Открытая – композиция без структурного элемента – развязки, с открытой концовкой, дающей возможность интерпретации смыслов или требующая продолжения.

П

Параллельная – вид композиции по форме подачи материала, когда сюжетные линии героев самостоятельны, но могут пересекаться или тесно переплетаться.

Перекрестная – композиция, основанная на циклической концепции времени, когда несколько сюжетных линий переплетаются и влияют друг на друга.

Плетеная – композиция, в которой повествование представляет собой сплетение сюжетных линий. Особенности:
1) возврат во времени;
2) скачок во времени;
3) смена героев, персонажей;
4) пространственно-временная масштабность;
5) глубокая взаимосвязь различных явлений и их взаимовлияние.

Повтор – композиционный прием, перекличка между началом и концом, повторяющаяся деталь (лейтмотив) и т.д.

Полифоническая – мир каждого героя (может быть с несколькими линиями) равноценен, не может быть исключен из текста.

Последовательная – см. Прямая.

Простая (линейная) композиция – тип композиции, объединение структурных элементов в одно целое простым путем: прямое последовательное изложение событий, единый тип повествования.

Противопоставление – композиционный прием, позволяющий чередовать, сочетать противоположные пространства, например войны и мира, добра и зла и т.п.

Прямая (последовательная или линейная) – композиционная структура, которая предполагает развитие описанных событий строго в хронологическом порядке.

Прямоточная (цепочная) композиция – последовательное изложение событий, связанных единой причинно-следственной цепью.

Пунктирная композиция – описание событий, прерывающееся разными вставками.

Р

Разрыв – композиционный прием, создающий интригу, прерывание описаний события на интересном месте, захватывающем моменте без его разрешения, с возвращением после других сцен.

Рамочная – основной сюжет служит еще и рамкой, обрамлением для отдельных историй.

Рассказ в рассказе главную историю рассказывает один из персонажей произведения.

Реверсивная композиция – композиция, основанная на эсхатологической концепции времени, изложение начинается с конца и движется к началу, исследуются причины события.

Револьверная – композиция, когда одно и то же событие показывается с разных точек зрения подобно вращению обоймы. Два вида повествования: 1) каждый из героев повторяет свою версию одного и того же события в другом; 2) эстафетная – рассказчики сменяются по мере развития действий.

Ретроспективная (флешбек) – композиция любого вида, в которую по мере необходимости встраиваются ретроспективы – воспоминания, «взгляд назад», возвращение к прошлому, к событиям, смыслам, которые послужили развитию конфликта.

Ризоматическая композиция – бессистемная, хаотичная, бессюжетная, «поток сознания», получившая название от ботанического термина «ризома» – корневища, каждая часть которого рождает ответвления, а те в свою очередь новые ответвления и т.д.

Ритмическая композиция – выстраивание темпа и ритма повествования при помощи структурных элементов внутри текста в зависимости от содержания произведения, системы образов, сюжетных, речевых средств. 1). Статичная. 2). Динамичная.

Продолжение следует...

Источников много, все разные
Другие справочники в подборке

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература