Создать абстрактную игру легко. Создать абстрактную игру, в которую интересно играть, сложнее, а заставить людей играть в нее еще сложнее, по крайней мере, для некоммерческих проектов. Перекати-поле, недавний проект Майка Запавы, кажется, проделал этот трюк и, таким образом, заслуживает более пристального внимания.
Данная статья написана на основе перевода статьи "Tumbleweed" с некоторыми дополнениями, взятыми из BGA и BGG.
Автор игры: Майк Запава
Количество игроков: 2 человека
Рекомендуемый возраст: 2+
Издание: в виде он-лайн игры на разных площадках (2020 год)
Базовые правила и игровой процесс
В Перекати-поле играют на шестиугольной доске, обычно с восемью ячейками на каждой стороне. Принято считать, что наименьший разумно играбельный размер доски составляет пять ячеек на сторону, а самый большой - одиннадцать.
В данных правилах игры мы будем обозначать стопки следующим образом:
Стопка (3) на F4, где
- значение в скобках - количество камней в стопке
- F4 - обозначение гекса, на котором эта стопка расположена.
Основные действия игроков
1. Выставить свою стопку камней.
В свой ход каждый игрок размещает на доске стопку (количество камней, находящихся в одной ячейке) своего цвета. Количество камней в стопке определяется центральной механикой Перекати-поле: линиями обзора. Каждая стопка может «видеть» во все шесть сторон гекса, вплоть до ближайшей стопки. При размещении количество фишек в стопке равно количеству дружественных стопок, которые он может «видеть» в данный момент. Важно отметить, что играть можно только в пределах прямой видимости.
На рис. 1 только что выставленная стопка белых на D7 состоит из двух камней , потому что они «видят» две дружественные стопки на D6 и I12. (Стеки с черной рамкой обозначают последний ход.)
2. Заменить стопку камней соперника на свою.
Можно «захватить» стек соперника заменой, главное, чтобы полученная стопка была строго больше текущей. То есть, мы можем выбрать любой гекс на поле, проверить какого размера мы можем выставить стопку (см. условия из первого действия) и, если размер нашей стопки будет больше, чем размер стопки противника на этом гексе, мы выставляем свои камни, а камни противника удаляем с поля.
На рис. 2 Красная стопка (2) на F4. Из этого гекса Белые «видят» три своих камня и, поэтому могут заменить эту стопку так как новая стопка Белых в три камня будет больше, чем текущая стопка Красных в два камня.
3. Усилить свою стопку камней
По этому же принципу можно «усилить» собственные стопки, опять же, только в том случае, если получившаяся стопка будет больше существующей. Итоговый размер усиленной стопки будет равен количеству просматриваемых дружественных камней. Поэтому, в это действие, докладываем камни в стопку.
Продолжим рассматривать ситуацию на рис. 3. Красный решил усилить свою стопку (2) на F4 до стопки (3): теперь его нельзя захватить, так как полученный стек Белого не будет строго больше. Усиление тратит ход впустую и игрок теряет темп, но его можно использовать как надежный защитный ход, особенно в эндшпиле.
4. Пас
Игрок в свой ход может просто пасовать и не совершать никаких действий. Если после этого второй игрок тоже объявит пас, то игра считается законченной и происходит подсчет очков.
Подготовка к игре
Игра начинается с короткой фазы подготовки, которую выполняет первый (Ведущий) игрок. Сначала в центр доски нужно поставить стопку из двух нейтральных камней, а затем свободно разместить две стопки по одному камню: красную и белую. Затем второй игрок (Гость) выбирает цвет за который он будет играть - это правила круга. Нейтральная стопка не влияет ни на какие линии видимости и может быть захвачена по обычным правилам игры. Игроки могут свободно экспериментировать с альтернативными вариантами старта игры, но этот вариант рекомендуется и поддерживается во всех реализациях игры на различных игровых платформах.
Цель игры
Игра заканчивается после того как один из игроков не может сделать действие (кроме Паса), или после того как оба игрока объявили последовательно Пас. Побеждает игрок, который контролирует больше гексов.
Теоретически игра конечна, но играть в нее до ее естественного завершения, то есть момента когда игрок не может ходить, необязательно. В какой-то момент игроки перестают совершать действия и производят подсчет количества контролируемых гексов.
Некоторые компьютерные реализации игры используют алгоритмы подсчета очков.
Игра в Перекати-поле не может закончиться вничью.
Общая тактика игры в Перекати-поле
Начальная стадия игры
Каждая выставленная стопка в начале игры имеет очень большое значение для дальнейшей борьбы. Поскольку стопки (1) и (2), как правило, очень уязвимы для захвата, баланс территориального влияния и безопасности является решающим фактором в ранней игре.
На рисунке 5 Белые смогли установить влияние в верхней части доски, тогда как Красные сильны внизу и слева. Предполагаемая территория контроля Красных больше, но у белых несколько векторов атаки: борьба только начинается!
Средняя стадия игры
Как только оба игрока создают надежную сеть стопок, наступает жестокая и тактически сложная средняя стадия игры. Хотя теория еще не проработана окончательно, многие закономерности уже известны. Одним из наиболее важных соображений является возведение и разрушение стен: сооружений, которые могут отрезать врагу линию обзора, защищая целые сектора доски. В этот момент игры на доске неизбежно становится тесно, и, таким образом, ходы, как правило, носят более локальный характер, хотя все же следует опасаться «снайперов» (захватов на поздних стадиях, которые используют дальние линии видимости и такой ход труднее заметить).
На рис. 6 выставление стопки (1) на E3 — изящный многоцелевой ход. Он атакует I7 и берет под свой контроль E5, не позволяя Белым играть там и блокируя их верхнюю стену. Это также оказывает большое влияние на линию 3, позволяя Красному потенциально начать строить стену.
Заключительная стадия игры
Ближе к финалу Перекати-поле превращается в серию мини-задач на жизнь и смерть и максимизацию территории, прежде чем, наконец, стабилизируется в набор регионов, защищенных нерушимыми стенами.
На рис. 7 показан пример партии, выигранной Белыми со счетом 89:80. У любой из сторон осталось несколько вариантов атакующих ходов, но они были бы просто мгновенно заблокированы. Рисунок 8 является пояснением подсчета очков, где пустые клетки выделены цветом игрока, который их контролирует.
Задача на проверку усвоения правил игры
В этой задаче заключительная стадия игры. Сейчас ход Красных и им нужно минимизировать территорию белых. При оптимальной игре у Белых должно остаться только четыре стопки. Существует уникальный первый ход, и каждый ответ Белых имеет уникальную контригру.
Где играть и контакты сообщества игры
Майк Запава создал Перекати-поле во время COVID-19. Поскольку очная встреча была невозможна, она предназначалась в первую очередь для онлайн-игры: первые «доски» рисовались в PowerPoint и Paint.
В настоящее время лучшим местом для комфортной игры является Интернет. Несмотря на то, что игре всего несколько месяцев (прим. переводчика - на момент написания оригинальной статьи), Перекати-поле уже собрала небольшое, но преданное сообщество. Она стала одной из самых популярных игр в IG Game Center, и в нее также можно играть на нескольких других платформах, включая Ai Ai Стивена Тавернера, MindSports Кристиана Фрилинга, The Garden Gate Зака Бернама и Ludii от Project Ludeme; также предпринимаются постоянные усилия по внедрению ее на Board Game Arena.
У Перекати-поле есть активный сервер Discord и группа в Facebook. Сообщество, как правило, очень гостеприимное, опытные игроки готовы играть тренировочные матчи с новичками и делиться своими секретами. Теория игр постоянно обсуждается и расширяется. Игнацио Панадес ведет регулярные трансляции игр Перекати-поле в режиме реального времени на Twitch и проводит анализ прошедших игр между опытными игроками. Антон Кристенсон создал интерактивную доску и редактор диаграмм, которые использовались для диаграмм в этой статье.