Найти тему
Александр Дедушка

"Христианство для учителя" - почему важно верить в воскресение мертвых, и какими будут воскресшие тела?

Христос-Учитель
Христос-Учитель

Чаю воскресения мертвых.

Итак, мы снова подошли к кульминации христианской веры.

Из моих наблюдений, бесед с учениками и опыта преподавания я уже давно убедился, что это самое слабое звено веры у многих, даже взрослых христиан, не говоря уже о детях. То, что детям и подросткам трудно поверить в воскресение мертвых, это понятно. У них и собственная смерть не укладывается в сознании, а воскресение мертвых чаще всего ассоциируется со сказками или фильмами ужасов с «восставшими из ада» или «воскрешенными» зомби.

Но христианская вера цельна; она не может строиться по принципу: «в это верю, а вот в это уже нет». Сомнение в воскресении мертвых подрывает саму суть христианской веры. Это прекрасно сознавал апостол Павел, отвечая на уже тогда существовавшие сомнения в этом пункте – кульминации христианской веры:

«Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15. 12-14).

Говоря в общем плане, сомнения в воскресении мертвых подрывает веру во всемогущества Божие и Его благость, если раз создав людей, Он не в силах или не желает восстановить их в полной, задуманной изначально духовно-телесной целостности.

Но что же еще говорит Библия о воскресении?

Оказывается, веру в воскресение мертвых демонстрировали еще древние библейские патриархи.

В это верил Авраам, совершая жертвоприношение своего сына Исаака, ибо «он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11. 19); в это верил Иов среди его тяжких страданий:

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день возставит из праха распадающуюся кожу мою сию;

И я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19. 25-26).

Ветхозаветные пророки уже не просто надеются на воскресение, но передают прямые откровения Бога по этому поводу, созерцая картины всеобщего воскресения мертвых.

Вот пророк Исайя:

«Оживут мертвецы Твои, возстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе.., земля извергнет мертвецов» (Ис. 26. 19).

А пророку Иезекиилю Бог даже образно показал тайну нашего воскресения из мертвых. Ему представилось в видении поле, усеянное сухими костями человеческими. Из этих костей по Божьему Слову, изрекаемому пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец по вторичному призыву, вошел в них дух жизни, и все ожили, стали на ноги свои и составили великое множество народа.

И Бог подтверждает истинность этого видения следующими словами:

«И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших,

И вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей – и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь» (Иез. 37. 13-14).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых:

«… истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут…

«Не дивитесь сему; ибо наступает время, и настало уже, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5. 25, 28-29).

И во времена Иисуса Христа были своеобразные «еретики», отрицавшие воскресение мертвых. Они назывались саддукеями по имени первосвященника Садока. Отвечая им, Иисус Христос сказал:

«…заблуждаетесь, не зная ни писаний, ни силы Божией.

О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

Я, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22. 29, 31-32).

И еще раз Спаситель подтверждает проповедь о воскресении таинством Причащения:

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6. 54).

Святое Евангелие дает удивительно точную образную аналогию воскресению мертвых, взятую из природы. Вот апостол Павел:

«Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?

Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно…

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, возрастает в нетлении;

Сеется в уничижении, возрастает в славе; сеется в немощи, возрастает в силе;

Сеется тело душевное, возрастает тело духовное» (1 Кор. 12. 35-36, 42-44).

А Иисус Христос говорит:

«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то остается одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12. 24).

Вот он, образ воскресения! Зерно, брошенное в землю, умирает своим прежним «телом», но «воскресает» новым могучим колосом. Так и Бог в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие. И кладбища, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела как семена.

Как грехопадение и духовная смерть Адама положили начало смертности, так воскресение Христа есть начало воскресения человечества:

«…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых.

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15. 20-22).

Итак, воскресение мертвых произойдет во время 2-го Пришествия Иисуса Христа.

По своим качествам воскресшие тела будут отличны от нынешних тел, - они будут духовны, нетленны и бессмертны. Некоторые свойства воскресшего тела показал Сам Спаситель во время явления ученикам. Он мог мгновенно появляться, исчезать, проходить сквозь стены. И в то же время на Его теле сохранились раны от гвоздей, прободения копьем, то есть, это было то же самое тело, в котором Господь пребывал на земле до смерти и воскресения.

Изменятся тела так же и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спасителя. Апостол Павел приоткрывает тайну преображения живых на момент воскресения мертвых:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся.

Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся,

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1 Кор. 15. 51-53).

Итак, воскресение мертвых и следующий за ним Страшный Суд открывают новую страницу в жизни человечества – эру вечной жизни; жизни будущего века. Ей и посвящен последний 12-й член Символа Веры.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь