Найти тему
Другой путь

Электричка ходит лишь 2 дня в неделю (в СССР было 20 пар в день), но хотели вообще разобрать. Удивительный участок РЖД Бештау - Железноводск

Удивительное в реалиях РЖД место - тупиковая железнодорожная линия Минеральные Воды — Кисловодск. Внезапно, данная ветка имеет один из максимальных в России объёмов движения пригородных поездов. Десятки пар. Больше только на московском и петербуржском узлах. Справедливо будет сравнивать данный участок с метрополитеном.

Но в том краю существует ещё более парадоксальное место - ответвление в Железноводск, имеющее, напротив, сверхнизкую частоту движения, два раза в неделю. Уже в 21 веке не раз его пытались закрыть и разобрать, поезда долгое время время там вовсе не появлялись, но он всё ещё существует. Кроме того чугунка в Железноводск имеет особый шарм, дореволюционный облик, что вкупе с окружающей природой и некоторыми другими особенностями делает её совсем замечательной. Что ж, стоит немного задержаться и изучить локацию.

На фоне суетной линии Минеральные Воды - Кисловодск с десятками пар поездов и тысячами пассажиров, среди гор и минеральных источников затерялось куда более тихое, но не менее интересное ответвление.

Бештау - Железноводск - это очень короткая 6-километровая ветка петляющая между Железной горой и отрогами Бештау.

Станция Бештау.
Станция Бештау.

В конце 19 века было принято решение соединить курорты КМВ железной дорогой. Не охваченным оставался только Железноводск, виной всему тяжелейший рельеф местности. Строить основную линию через него не представлялось возможным, а ответвление казалось ненужным. Предлагали вместо стального пути построить обычный, что сэкономило бы много ресурсов и сил, но сверху (чуть ли не сам Александр 3) настояли, и ЖД в Железноводск всё же пришла, правда в виде нелепого обрубка.

Два года строили этот аппендикс и в 1897 на станцию Железноводск пришёл первый поезд в два вагона. Больше паровоз не смог затянуть в подъём!

-3

Было организовано постоянное челночное пассажирское движение по расписанию. Существовало и небольшое грузовое движение.

Трасса линии, непрерывно поднимаясь, петляла среди гор и речек, на каждый её километр приходилось по два искусственных сооружения. И тогда и сейчас участок являлся одним из сложнейших для пассажирских поездов.

Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года
Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года

Вместе с линией Минеральные Воды — Кисловодск в 1936 году произведена электрификация и нашего участка. Долгое время она оставалась островной.

Под конец СССР, когда Северокавказская магистраль также была электрифицирована, но "курортная дорога" всё равно осталась "островом", так как здесь остался другой род тока, что впоследствии могло привести к трагедии.

К железнодорожной ветви был прикреплён собственный состав, проходивший специальную подготовку. У «железноводского» быстрее, чем у остальных электропоездов, истираются тормозные колодки и гребни колёсных пар.

Не автора.
Не автора.

Характер ветки за 100 лет не поменялся. По состоянию на 1995 год, насчитывалось 19 пар электропоездов Бештау — Железноводск. Железноводский поезд почти не оставался без движения, постоянно курсируя из конца в конец ветви. Подвижной состав - четырёхвагонный ЭР2.

Не слишком ли жирно для маленького тупичка? После века существования заговорили об убыточности линии и планах оптимизации, тем более в Железноводске исчезла отгрузка.

-6

В связи с вопросом перевода Минеральные Воды — Кисловодск с постоянного на переменный ток вслух высказывались мысли о полном закрытии и демонтаже линии. Зачем производить работы, если можно скинуть с баланса убыточный актив?

Тем не менее, со скрипом перевод на "переменку" состоялся.

Но это не отбило желание эффективных менеджеров избавиться от ненужной железки. В нулевые направление всё равно попало в полосу турбулентности с отменами и возвращениями рейсов.

Не автора.
Не автора.

Из-за тяжёлого профиля и долгого отсутствия ремонта шестикилометровый перегон преодолевался как и до революции за двадцать минут. Невысокие скорости, пересадка в Бештау и постоянные отмены отпугивали пассажиров. С развитием автотранспорта и появлением маршруток их практически не осталось.

В 2008 г. движение остановилось надолго, потом началась чехарда с возвращениями и новыми отменами, несколько лет поездов не было вовсе, казалось бы всё. Но правительство Ставропольского края не согласилось на демонтаж и настояло на возобновлении движения. Редкий для России случай.

1 сентября 2019 г. электрички вновь вернулись, на сей раз продлёнными до Кисловодска, это дальновидное решение убрало проблему пересадок, но есть нюанс - движение теперь только по СБ ВС в объёме двух пар! Если речь именно об электропоездах, то меньше парности в России нет нигде. Ладно хоть так.

Все фото автора, если не указано иное.
Все фото автора, если не указано иное.

Осенью 2022 автору совершенно случайно посчастливилось попасть в КМВ именно в выходной и хотя мне не надо было в Железноводск, ради такого эксклюзива пришлось ехать!

1. Узловая станция Бештау. Встреча поездов Кисловодск - Железноводск и Минеральные Воды - Кисловодск.

-9

2. Станция находится в небольшом приятном посёлочке в окружении гор и лиственного леса.

-10
-11

3. По невыясненной причине электропоезд на Железноводск стоит здесь 14 минут! Обратный не стоит. Ещё здесь 4 пути и рекордные 4 платформы.

-12

4. В красивом дореволюционном вокзале открыт зал ожидания, в котором круглосуточно дежурят несколько человек и есть досмотровый павильон! Когда я возвращался с прогулки по Бештау по путям, охрана попросила пройти через вокзал, чтобы быть облучённому рамкой! Я был очень удивлён. Благо люди вежливые, сказали, если опоздаю, довезут до Железноводска на машине.

-13

5. Гудок. Поползли. Сразу сворачиваем в густой лес и забираемся в горы. Линия имеет исключительно трудный профиль. Все 6 км - непрерывный подъём наверх и сплошные повороты. Рельсы поют песни, скорость чрезвычайно низкая.

И если при движении вверх натужно гудят электродвигатели, то обратно, такое ощущение, она спускается только под силой тяжести.

-14

6. Рядом с путями памятник казнённым белогвардейцами.

Не автора.
Не автора.

7. С 90-х на участке не существует промежуточных остановок, но некогда они были - о.п. 4 км и Развалка. На о.п. 4 км казарма используется как дача (?), следов второй остановки не обнаружено.

-16

8. Спустя 16 минут движения прибыли. Пассажиров немного, человек 20-30 (обратно около нуля), но здесь тоже есть охрана. Вот он, подозрительно смотрит на меня.

-17

9. Обращает на себя внимание то, что Железноводск, по сути, однопутка в прямом смысле. На станции отсутствуют боковые пути, стрелки демонтированы. Судя по старым фото раньше это была полноценная станция с тремя путями, погрузочной рампой и прочим, теперь же это просто тупик, потерявший статус станции (?), обрывающийся вровень с торцом единственной платформы.

Есть ли ещё где-то подобные "бывшие" тупиковые станции, лишившиеся путевого развития. Я припоминаю только Христофорово в Кировской области.

-18

10. Платформа с 2019 высокая, присутствует оригинальный красивый навес с кованными элементами.

-19

11. Вокзал также сохранился в приличном виде. Массивный и старинный, по счастью, не испохабленный "реновациями" и корпоративным стилем. Смотрелся бы солидно даже в каком-нибудь небольшом региональном центре. Сейчас используется как сторожка, зал ожидания не впечатлил.

-20

12. Проблема станции в том, что она находится в стороне от основной части города, что также не добавляет популярности электричке. В сам город надо идти пешком через лес или на автобусе.

-21

13. Мы, конечно, пешком.

-22

14. Железноводск оказался, приятным, чистым городком, не лишённым достопримечательностей, он определённо стоит посещения.

-23

Может, когда-нибудь опубликую материал и про него.

-24

В общем, такая необычная любопытная ветка. Маленькая, да удаленькая, да ещё и выжившая вопреки всему, я рад, что неожиданно удалось здесь побывать.

Под конец бесплатно делюсь годным проектом МЦК (Минеральноводское центральное кольцо). Необходимо соединить станцию Железноводск со станцией Лермонтов и пустить круговые электрички, что несомненно позитивно скажется на развитии региона КМВ. Там всего 5 километров по прямой.

-25

Что-то воображение разыгралось...

Основная публикация про "Курортную магистраль": Кавказское метро

Постоянная рубрика Железнодорожье.