Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/67. За бортом - гибель ("Краснофлотец", Щ-309,Щ-405)

Вспоминаем аварии, несчастные случаи и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (список литературы - в конце статьи). Вспомним, уточним детали, сделаем выводы. Не делим подводников "на своих и чужих", "белых" и "красных", они все Подводники русского флота, мужественные люди, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили. Иногда и делали ошибки, которые приводили к навигационным авариям, или принимали необдуманные решение, которые приводили к повреждениям субмарин.

Оказаться за бортом - одна из главных и страшных опасностей для жизни моряка даже в мирное время, и не удивительно, когда такие случаи заканчиваются благополучно это воспринимается как редкая удача, счастье для выжившего человека. Но такое бывает не всегда, тем более если речь идет о том, чтобы упасть за борт (быть смытым волной) с подводной лодки. Здесь главное - слаженные и быстрые действия экипажа по оказанию помощи.

Так хороший пример расторопности при спасении упавше­го за борт показали 16 июля 1929 года моряки подводной лодки Балтийского флота «Краснофлотец» (ранее «Ягуар», тип «Барс»), командир Васильев. Во время плавания при сильном волнении на море оказавшийся в беде краснофло­тец Роданков (упал за борт) был поднят обратно на подводную лодку (по данным Э.Ковалева) менее, чем за три с половиной минуты.

Подводная лодка "Краснофлотец" после капитального ремонта 1923 года
Подводная лодка "Краснофлотец" после капитального ремонта 1923 года

Другой подобный случай произошел с советской подводной лодкой «Щ-309» зимой 1940 года. Во время советско-финляндской войны подводные лод­ки Балтийского флота, несмотря на необычайно суровую зиму 1939-1940 года и тяжёлые погодные условия, неоднок­ратно выходили в море для блокады финских портов и мар­шрутов движения торговых судов противника. Обоснованность и эффективность таких выходов - отдельный разговор, но что было - то было. 14 января 1940 года подводная лодка Балтийского флота «Щ-309» (V-бис серии) капитан-лейтенанта Веселова вышла из Либавы в Аландское море для блокады района к юго-вос­току от Аландских островов. На следующий день, 15 января, когда подводная лодка прибыла на отведённую ей позицию, она выше ватерлинии представляла собой, фактически, один сплошной кусок льда. Подводников, выходивших на палубу для скалывания льда, два раза силь­ными волнами смывало за борт. Всего за время похода при­шлось спасать четырёх человек. С большим трудом их всё же удавалось поднимать на палубу. На следующий день подводная лодка попала в 9-бальный шторм, были смыты две радиоантенны, смяты радиостойки, пролит электролит, заклинена муфта "Бамаг" (ПБ). Все могло было быть еще хуже, но видимо каким то образом командир смог доложить о случившемся. Не дожидаясь катастрофы и гибели людей, командование Балтийского флота 17 января отозвало «Щ-309» в Таллин.

Подводная лодка Щ-309 в Кронштадте, 1942 год
Подводная лодка Щ-309 в Кронштадте, 1942 год
Правда, судя по описанию - подводная лодка следовала на позицию и "штормовала" в надводном положении, причем в таких сложных штормовых и ледовых условиях. Может следовало погрузиться и переждать?

Но не все подобные случаи заканчивались так благополучно. Например, подводной лодке «Щ-405» не повезло. 11 августа 1941 года подводная лодка из состава учеб­ной бригады подводных лодок Балтийского флота «Щ-405» (Х-бис се­рии) под командованием капитан-лейтенанта Сидоренко возвращались из боевого похода в Таллин. Находясь к западу от мыса Ристна, командир дал коман­ду перейти из крейсерского положения в позиционное. В это время «Щ-405» шла под дизелями со скоростью около 10 узлов. Из допущенных ошибок при переходе из одного положения в другое подводная лодка неожиданно получила большой дифферент на нос и буквально нырнула под воду.

Погру­жение было столь стремительным, что менее чем за мину­ту Щ-405 оказалась на грунте на глубине 125 м (при пре­дельных 90 м)! Пытаясь спасти корабль, вахтенный офи­цер успел задраить рубочный люк. В момент погружения на мостике лодки остались командир подводной лодки, его помощник старший лейтенант Е.С.Настин с «Щ-406» и старшины Е.Л.Черка­сов и Г.Ф.Медведев. «Щ-405» смогла всплыть только через пол­часа, но ни­кого из оставшихся на мостике уже не нашли, поиски оказались безрезультатными. В таком изложении, как описывается в некоторых источниках гибель людей тем более абсурдна, так как такое решение не было обусловлено боевой обстановкой или крайней необходимостью. Командир решил потренировать экипаж? Но ведь любая тренировка должна быть подготовлена, а в данном случае только чудо уберегло от гибели весь экипаж субмарины. Однако другие источники по иному представляют происходящее.

Командир подводной лодки Щ-405
Командир подводной лодки Щ-405
Причина перехода в позиционное положение была. Утром 11 августа в районе маяка Богшер, командир, опасаясь быть обнаруженным, решил перейти из крейсерского положения в позиционное. Капитан-лейтенант И.А.Сидоренко отдал соответствующую команду командиру БЧ-5 старшему лейтенанту Савенко. Тот передал приказание находившемуся в центральном посту старшине трюмных Костуру. Но командир не учел, что волнение моря в тот момент составляло 5-6 баллов, и шахты вентиляции с газоотводами дизелей легко могли быть накрыты набегающей волной. А вот вахтенный офицер, стоящий на мостике вместе с командиром был не в курсе его приказаний. Не перекрыв шахты вентиляции и не подав соответствующего ревуна, Костур начал принимать главный балласт (это было еще одной ошибкой). Подводная лодка шла полным ходом, поэтому начала стремительно погружаться. Обнаружив свою ошибку, командир скомандовал: «Всем вниз!». Мостик успели покинуть военком Горбунов и вахтенный офицер, который успел закрыть рубочный люк в момент, когда в него уже хлынула вода. Лодка стремительно проваливалась на глубину, через открытые шахты вентиляции вода, поступившая внутрь прочного корпуса, нарушила изоляцию аккумуляторной батареи, залила дизели, агрегаты питания радиоаппаратуры и некоторые вспомогательные механизмы. «Щ-405» упала на грунт на глубине 125 м, а еще на глубине 60-70 м на подводной лодке раздалось два взрыва – это давлением раздавило среднюю цистерну и носовой спасательный буй. По приказу военкома в командование подводной лодкой вступил командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин, так как помощник командира Петровский оказался не в состоянии командовать кораблем. Когда через полчаса «Щ-405» всплыла, и, описав циркуляцию в надежде найти смытых за борт людей, направилась в точку рандеву с эскортом. При аварийном погружении ПЛ потеряла 4 человека, погибли: командир корабля, а так же старший лейтенант Е.С. Настин, помощник командира «Щ-406», командированный для стажировки и «приобретения боевого опыта», командир отделения рулевых старшина 2 статьи Черкасов Е.Л., и командир отделения рулевых старшина 2 статьи Медведев Г.Ф.

Надо сказать в том походе субмарине сильно не повезло, и ее возвращение в базу было крайне не простым, но это несколько другая история.

Источники: Подводные лодки в русском и советском флоте/Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г.- 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мальков, Д. Подводные лодки типа "Барс" (1913-1955)//"Военно-Морской Справочник",1860-2010 гг./Д.Г.Мальков. -М,2010.- 104 с.; материалы сети Интернет.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.