Не завелась машина, в транспорте нагрубил кто-то из пассажиров, состоялся неприятный разговор с руководителем, подруга не оправдала ожиданий, любимый человек не позвонил... Ситуации бывают разные, и в каждой ситуации человек испытывает какие-либо эмоции. Эти эмоции не нравятся ему, потому что заставляют его чувствовать себя уязвимым, и он приходит к психологу с вопросом: "Как не испытывать эмоции? Как всегда быть спокойным и уверенным?"
Правда в том, что способность испытывать эмоции заложена в нас с рождения. За эмоции отвечает лимбическая система головного мозга, включающая гипоталамус, миндалевидное тело и гиппокамп. А сигнал в лимбическую систему посылается корой.
Фото из открытых источников.
Кадр из презентации моего семинара "Ассертивное поведение. Теория и техники".
Не испытывать эмоции может разве что человек с каким-нибудь нейробиологическим дефектом.
Не самая лучшая идея отказаться от эмоций, однако определённо можно стать увереннее в себе, даже испытывая эмоции.
А как выглядят нормальные человеческие реакции?
Если представить себе континуум в виде отрезка, то на одном полюсе мы увидим одну крайность в виде патологической безэмоциональности, а на другом полюсе - другую крайность в виде высокой эмоциональной и вегетативной реактивности. Нормальные человеческие реакции будут располагаться где-то в середине континуума. То есть, эмоции однозначно будут, однако не настолько выраженные, чтобы вызвать дезадаптацию (например, ступор, панически приступ, социальную изоляцию, депрессивные, психосоматические расстройства, приступы гнева и другие импульсивные реакции, нарушающие отношения с окружающими).
Когда такой клиент обращается к психологу, то задача психолога - не избавить его от эмоций (что в принципе невозможно), а снизить уровень их интенсивности до переносимого настолько, чтобы он мог дальше жить и творить, не замыкаться в себе, не срываться всякий раз на других.
Что влияет на силу наших эмоций?
1. Тип высшей нервной деятельности https://www.b17.ru/blog/330311/
2. Аномалии в областях головного мозга, отвечающих за эмоции, социальные взаимодействия, этику, мораль, сожаление, импульсивность. Эти аномалии могу быть генетического характера, результатом органических поражений, черепно-мозговых травм.
3. Биохимическая дисрегуляция. Так, например, по данным исследований, высокий уровень тестостерона в сочетании с низким уровнем серотонина могут вызывать сильную агрессию, когда человек спровоцирован или разочарован.
4. Психологические факторы (психотравмы, модели восприятия и поведения, сформированные в детстве). Например человек подвергался насилию в семье, что заложило установку "никому нельзя доверять" и модель поведения в связи с этим, направленную, предположим, на сдерживание эмоциональности, избегание саморамкрытия или контроль близких. В эмоциональном аспекте недоверие рождает тревогу, злость, напряжение. Жизнь в условиях повышенного стресса также может стать причиной мозговых, биохимических дисфункций.
Занятия психотерапией способны со временем не только изменить привычные рефлексы человека (например, привычку скандалить, чтобы получить желаемое и вместо этого паттерна сформировать другой, лучше способствующий адаптации), но и улучшить биохимические показатели, внимательность, скорректировать мышление, снизить эмоциональную реактивность и, соответственно, реактивность вегетативной нервной системы. Каким образом? Об этом я расскажу вам на нашей консультации или семинаре.
Семинар "Ассертивное поведение. Теория и техники" состоится 25 февраля.
https://www.b17.ru/courses/seminar_naviki_assertivnogo_povedeniya/
Приглашаю всех желающих к участию!
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ ДПДГ Схематерапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru