Продолжаем разговор о тактике, начатый в прошлой статье.
4. "Мал золотник - да дорог": готовьтесь к децентрализованным инновациям.
Винаяк ХВ, Старший партнер McKinsey Technology, Сингарпур, обращает внимание на то, что в прошлом, 2022 году произошел сдвиг парадигмы больших данных.
В начале года была популярна идея, что компании с самыми большими наборами данных будут лидировать в области инноваций (таких, как искусственный интеллект). Все наблюдали, как появлялись многочисленные стартапы, которые позволят некоторым крупным технологическим компаниям заработать свои деньги.
Но по конец года мы видим, как новая реальность отражена в ряде продуктов искусственного интеллекта, которые вызывают ажиотаж, такие как Stable Diffusion или ChatGPT. Об этом я уже писал в предыдущих выпусках.
Подобные разработки представляют собой развитие “децентрализации” искусственного интеллекта, который не монополизирован игроками, имеющими доступ к массивным, централизованным, проприетарным наборам данных. В 2023 году мы уже видим, как децентрализация нарушает работу различных секторов. Первыми по полную "цифровую переделку" попадают сферы развлечений, игр и медиа, где традиционно наблюдается раннее внедрение новых технологий.
В подтверждение этих слов, 17 Января Сатья Наделла, CEO Microsoft, написал в своём LinkedIn, что ChatGPT скоро появится в сервисе Azure OpenAI. Сервис, с которым работают миллионы профессиональных программистов по всему миру. Это именно то, о чём идёт речь - больше не нужен доступ к большим данным, нужен доступ к интерфейсам сервисов, построенных на больших данных. И этот процесс запущен. Многие отрасли изменятся до неузнаваемости в самое ближайшее время.
Возвращаясь к тому, что особо отмечает Винаяк ХВ в своей рекомендации:
Большой проблемой и возможностью для компаний в 2023 году будет то, как они смогут позиционировать себя, чтобы воспользоваться преимуществами этих децентрализованных возможностей искусственного интеллекта. Для бизнес-лидеров будет важно продумать, как их бизнес-модели могут использовать преимущества децентрализованных технологий.
Для ИТ-директора или технического директора основное внимание должно быть сосредоточено на том, как переработать их архитектуры, чтобы легко включать API и внедрять “интеллект” в более широкий спектр приложений и процессов. ...
Главная цель должна состоять в том, чтобы процесс, управляемый искусственным интеллектом, был встроен в каждую часть стека технологий.
Это только начало пути. Следует принять к сведению, что
ведущие компании выделяют от 1 до 5 процентов своих доходов на инновации, которые могут принести непропорционально высокую отдачу. Это имеет особое значение, когда во время "проблемных периодов" бюджеты снижаются или замораживаются. Но именно способность эффективно внедрять инновации во время спадов позволяет компаниям быстро расти, когда экономика восстанавливается.
5. Благодаря новым технологиям, правовое поле меняется непредсказуемо.
Этот пункт можно обсуждать долго. Как недавно писал один из ведущих в России спецов по ИТ-активам, Тимур Сабаев:
"Сегодня я прочитал статью, где описан сценарий, где ИИ, такие как GitHub Copilot или OpenAI ChatGPT могут разработчику "помогать" разрабатывать код, подсовывая вредоносные модули. Не вдаваясь в технологию, как заставить ИИ вот так "немножечко вредить", я поймал себя на странном вопросе: а кому в этом случае будет принадлежать право собственности на код, как объект авторского права? Конечному разработчику (ну, или как вариант, его работодателю)? Самому ИИ (хм. авторские права принадлежат программе компьютерной? Свежо!)? Авторам ИИ? О дивный новый мир!"
Или вот это:
"Художники Сара Андерсен, Келли Маккернан, Карла Ортиз, а также типограф Мэтью Баттерик и юридическая фирма Joseph Law Firm подали иск против создателей крупных нейросетей".
Сразу вспомнился случай, как один крупный провайдер популярного российского облачного сервиса к концу 2022 года начал резко менять свою политику развития, из-за возможной военной мобилизации специалистов. Именно такие резкие изменения политики заставляют российский ИТ "грести против технологического течения". Например, опасаться тех же "облаков", делая акцент на "земные" решения.
В подобных решениях надо быть очень осторожным. Потому что это - "путь в никуда". Без "облаков" в некоторых частях ИТ в наше время компаниям уже не достичь высокой конкурентоспособности. А такие казусы "испугов", когда решение одного руководителя влияет на целую индустрию, будут возникать всё больше и больше, по мере "централизации" российского ИТ. К этому надо быть готовыми, просчитывать и риски и упущенные возможности. Пока не вижу, чтобы кто-то озадачился подобными вопросами.
Тему облаков продолжим в следующем выпуске. Она в списке "Тактики-23". Подписывайтесь.
А пока... пока вы можете действовать. Наиболее быстрые победы для компании достигаются изменениями на фронте продаж. Чтобы этот фронт развивать эффективно, можете воспользоваться бесплатным консалтинговым сервисом B.Q.S.