Добрый день, уважаемые коллеги!
С удовольствием начинаю новую тему. Хотя она больше развлекательная, чем серьезная, но тем не менее, будет интересно. Ведь любой конспиролог относится к городским легендам с большой долей внимания. Другое дело доверяет он им или нет.
Поговорим о советском урбанистическом мифотворчестве. Действительно, такое социальное явление существовало и было чрезвычайно распространено. Любой житель СССР знаком с подобной формой городского фольклора.
Все городские легенды и мифы делились на несколько категорий. Во-первых, это общая группа, характерная для всей территории Союза. Во-вторых, это возрастные различия. Легенды взрослых существенно отличаются от детских небылиц. В – третьих, территориальные ограничения: легенды московские не похожи на питерские или краснодарские. А уж какое устное народное творчество существует в курортных городах!🏝
При подготовке статьи автор пользовался книгой фольклористов и антропологов А. Архиповой (РАНХиГС, РГГУ, РЭШ) и А. Кирзюк (РАНГХиГС), фильмом студии «Неформальное объединение молодежи» (НОМфильм) «Пасека», 2002 года, а также собственными детскими впечатлениями и воспоминаниями.
Следует понимать, что человек устроен так, что без легенд, мифов и даже сплетен существовать не может. Что они канализируют? Страхи, опасения, любопытство? Будем разбираться.
Прежде всего, хочу рассказать вам, уважаемые читатели, что в США в 80-х года появилось новое понятие, которое было оценено психологами, социологами и криминологами как «Моральная паника». Социальный феномен 1980-х, состоявший в распространении в ряде стран моральной паники относительно существования масштабного сатанинского (масонского, еврейского, японского) заговора с совершением ритуальных убийств людей и сотнями жертв. Сюда же: покушение на здоровье, частную собственность, религию, идеологию, и прочее-прочее.
Однако, разве это новость? «Кровавый навет» существует уже не одно тысячелетие. Читатели, которые знакомы с творчеством Иосифа Флавия, прекрасно помнят его работу «Против Апиона», написанную аж в 94 году нашей эры.
К подобным же явлениям и относятся наши любимые городские легенды позднего СССР:
1. Убежденность в том, что некая социальная группа или отдельный индивид оказывают устрашающее влияние на общество и вызывают тревожность; 2. Демонизация определенной группы, чёткое разделение на «Мы» и «Они». Например, часто и густо в подобной роли выступали цыгане; 3. Согласие части населения с тем, что оно находится перед лицом смертельной опасности. Достаточно наличия нескольких истеричек, которые разносят слухи и сплетни по всему околотку. 4. Моральный террор очень быстро сходит на нет и забывается после прекращения нагнетания ситуации или же после появления другой интересной темы для общественных пересудов.
Итак, первое авторское впечатление: рассказ мамы/бабушки о ковре с портретом Мао Цзэдуна.
Вот он - подлец! Мало того, что умер, так еще пугает неокрепшие детские души! То, что ковер в нашем доме был не китайским, это точно, однако в ночи хотелось увидеть эдакое великолепие. Страха особо не помню за собой, зато любопытство било через край.
Бочка с квасом. «Ребенок, не смей пить квас из выездных бочек. Их никто не дезинфицирует, там антисанитария, а в муляке на дне водятся огромные белые черви». Фуууу. Слушать было мерзко, но квас пился с удовольствием. Из маленьких детских кружек.
Цена блаженства – 3 копейки. И фантастическая штуковина – ополаскиватель. Чудо как хорошо!
Следующие две популярные страшилки из моего детства талантливо обыграны в фильме «Пасека».
«Мне в армии земляк рассказывал. Младшая сестра знакомого его, тоже земляка, в ихней комиссионке себе техасы купила. Американские. Пришла домой, померяла. Маловаты. Ну, думает, распущу шов сзади, запас немного имеется. Взяла бритву, ниточки подрезала. А там внутри – вши шевелятся. Специально зашитые».
Художественный фильм «Пасека», 2002 года, студия «НОМфильм».
«А может это цыгане? Как выдумаете, Валера? - Причем здесь цыгане? - Эээ, не скажите. Вы их не знаете. Мне соседка рассказывала. У одной женщины губа заболела. Приходит она в поликлинику, заходит к врачу в кабинет. Так мол и так. Губа у меня болит. А врач ей говорит: «Покажите вашу помаду». Ну, достала она помаду. А он ей: «Где покупали?».
«Как где? На вокзале, у цыган». Тогда доктор помаду эту взял и разобрал. А в ней, внутри, бумажка свернутая лежит. Развернул он эту бумажку, а там надпись: «Вы заражОны раком!».
В школьных кругах ходили разные страшилки, четверостишия, которые назывались «садистскими стишками», да и много всего похожего. Мои ровесники помнят и о красных пленках, и о черных волгах.
«Мальчик играл в трансформаторной будке,
Сейчас на могиле цветут незабудки».
Теперь из местного, краснодарского. Прежде всего, это Краснодарское (Кубанское) водохранилище. Если разрушится дамба, то 5 (3-4-10) – ти метровая волна смоет весь город. Положа руку на сердце, опасаюсь до сих пор😁.
Ну и конечно, это кладбоны. Про то, что кладбища населены разными страшными сущностями, ходит множество легенд, это общее место для всех городов и городков СССР.
Рассказываю о двух личных страхах.
Мой дед похоронен в центре Краснодара, на Всесвятском кладбище (он ушел очень молодым, был героем войны, служил в 496-й отдельной разведывательной роте 236-й стрелковой Краснознамённой дивизии. Умер от туберкулеза, за 20 лет до рождения автора).
Рядом с его могилой стоял старый надгробный камень с эпитафией:
«Здесь покоится прах раба Божьего М. Ю. Гергенчова. Убит на огороде черкесами 28 октября в 10 часов ночи 1920 года на 20-м году жизни».
Страшный страх.
В по дороге к могиле деда, есть старый мраморный памятник девушке, которая была убита каким – то сексуальным извращенцем в районе стадиона «Кубань» в Краснодаре в начале 1960-х.
Естественно, что истории о маньяках и похитителях детей - постоянный дискурс не только в советское, но и нынешнее время. Истории преимущественно жуткие и дикие. Они создают психологический дискомфорт и вводят в состояние страха и тревоги. Отчасти, это даже благо, так как дети учатся осторожности и осмотрительности. Распознать девианта, предлагающего конфеты и стремящегося увести ребенка, это необходимая мера городской безопасности. Однако, следующая за подобными страхами моральная паника весьма влияет на детскую психику. Вспомните, о школьных или дворовых рассказах о маньяках, которые в качестве жертв избирали исключительно женщин в черных колготах или детей определенного физического типа и возраста. Разве у этих слухов нет подоплеки? Конечно есть. Анатолий Сливко, тому подтверждение.
«Так, во многих случаях убийств на сексуальной почве кажущееся отсутствие мотива подкрепляется, казалось бы, случайным выбором жертвы. Однако, как указывает Лунде (1976), этот выбор основан на восприятии убийцей определенных черт жертвы, имеющих для него символическое значение. Хотя сами жертвы наверняка не имеют представления об этом, убийца может исходить из того, что им прекрасно известно об их роли в его бредовом представлении. Соответственно, анализ схожестей и различий жертв конкретного убийцы может дать важную информацию о мотиве, казалось бы, безмотивного преступления. А это, в свою очередь, может вывести на информацию о личности преступника».
Douglas, John E., Mark Olshaker. Mindhunter: Inside the FBI's Elite Serial Crime Unit. New York: Scribner. 1995.
Вот такой небольшой рассказ с ностальгическими нотками. Если кто-то из уважаемых читателей помнит интересные рассказы из своего детства, пожалуйста поделитесь.
Дисклеймер. Все сказанное автором и описанное в данной статье является авторской фантазией и не претендует на истину. Использованы тексты и фото из открытых источников. Любые совпадения с реальными событиями и личностями случайны. Автор старается уважать мнения всех людей и по разным вопросам.
Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.
Следите за публикациями!
Андрей Чикатило. Невероятные превращения (1). Читать здесь.
Андрей Чикатило. Невероятные превращения (2). Читать здесь.
Андрей Чикатило. Невероятные превращения (3). Читать здесь.
Андрей Чикатило. Невероятные превращения (4). Читать здесь.