Моя жена очень любит «Осенний марафон». У меня, если честно, никогда не лежала душа к этому фильму, потому что меня немного раздражает Бузыкин. Но в последнее время я как-то всмотрелся, и мне наконец-то полюбилась эта картина. Тем более, в ней много интересных деталей, которые мне нравится рассматривать и анализировать.
Мне особенно нравится сцена чаепития, в которой хорошо виден быт главного героя.
Вообще Георгий Данелия был очень щепетильным и внимательным к деталям режиссером. Если какая-то вещь и появляется в кадре, то не просто так. Например, интерьер бузыкинской квартиры, как по мне, полностью отражает его сущность. С виду простой советский человек живет в простой советской квартире с типовой планировкой.
Но наполнение жилища совсем необычное и является отражением возвышенной творческой натуры, мятежного характера. Взять то же резное пианино с канделябром - редкая вещь и, скорее всего, антикварная.
Но самое интересное, на мой взгляд, это картина, которая висит над пианино. Грустный красноносый клоун в гриме, по-моему, прекрасно отражает натуру Бузыкина, который ведет двойную жизнь и перед всеми играет роль, который, кажется, совсем растерялся и потерялся. Кстати, это достаточно известная картина «Голова клоуна», вернее, ее репродукция, известного французского художника Бернара Бюффе.
Также есть предположение, что полотно Бюффе появилось в кадре неспроста. Он был членом жюри Каннского кинофестиваля в 1958 году, когда картина «Летят журавли» Михаила Калатозова была удостоена золотой пальмовой ветви. А Калатозов был учителем Данелии. Возможно, это своеобразная дань уважения наставнику.
Также нельзя не заострить внимание на сервизе с кобальтовой сеткой, который расположен в центре кадра. Это, наверное, был один из самых популярных советских сервизов. У нас такого не было, но я часто видел в других домах, когда бывал в гостях у друзей или родственников.
Между прочим, у этого узора есть очень интересная история. Художница ЛФЗ Анна Яцкевич пережила блокаду Ленинграда. И по одной из версий на создание кобальтовой сетки ее вдохновили ленинградские окна, заклеенные крест-накрест полосками бумаги.
Но моя самая любимая деталь сцены чаепития - это, конечно же, хворост, которым Нина угощала иностранного гостя. Мои мама с бабушкой готовили его просто изумительно, и у нас дома всегда был настоящий праздник, когда на кухне слышалось, как тоненькие кусочки хрустящего теста шкворчат в раскаленном масле.
Я знаю, что моя мама всегда добавляла в тесто сметану, а вот моя супруга предпочитает добавлять немного водки для хруста. Но лично для меня главное, чтобы сахарной пудры было побольше. Вот сейчас пишу и аппетит проснулся. Нужно попросить супругу приготовить хворост к чаю.
А вам нравится фильм «Осенний марафон»? Вы замечали в нем какие-то интересные детали?