Есть мнение, что монголы — не могли. Причём, не могли глобально. Вообще ничего, — ибо мнение это подробно и глубоко проработано. Но в частности не могли и в железо. Ибо где в Монголии железные рудники?
Это очень хороший вопрос. Даже правильный, поскольку порождающий другие вопросы. Где, например, средневековые железные рудники на Руси? Или, — с Русью уж ладно, — в Якутии? Якуты ковали железо задолго до появления русских. Потом, кстати, изделия местных кузнецов охотно покупавших. При этом, понятное дело, в Якутии тоже никогда не было шахт, а сами якуты, находясь с монголами в родстве, в отличие от последних не создавали империй и не имели городов, — всё это задолго до Чингисхана.
Кстати, и в средневековой Японии не было железных рудников. И в Англии. Тогда железо почти нигде не добывали из того, что было бы названо «рудой» сейчас. Сырьём являлся лимонит — болотная руда. Что резко провоцирует очередной каверзный вопрос. Где в Монголии болота?
Да везде. Ведь если болото где-то было хотя бы при динозаврах, а потом пересохло, железо останется. Интересно же — если взять и отвлечься от альтернативно-исторических бредней, —другое. Как железо в болото попало.
Попадает же железо в болота (и не только) и пород земной коры. Где его очень много — 5%. В мантии — уже 12%. В целом, Земля состоит из этого элемента на 40%, но большая часть сосредоточена в ядре, вызывающем отдельную ненависть. По-этому, о ядре не будем. Благо, и в коре Земли очень много железа, лишь крошечная часто которого сконцентрирована в месторождениях. Остальное рассеяно в форме пород какую-то примесь железа содержащих. Фактически, это любые горные породы.
Помимо камня, на Земле есть вода, благодаря которой происходит эрозия пород. Присутствующие в камне элементы иногда растворяются в воде. Но окись железа нерастворима. В воде, как и кремнезём, например, ржавчина присутствует в форме наночастиц — тончайшей взвеси.
И тут уже кстати о болотах. Болото работает одновременно, как отстойник и как фильтр, позволяя наночастицам осаждаться и концентрироваться с образованием лимонита (он же «бурый железняк» или «болотная руда»).
Нужно ли для образования залежей лимонита именно болото, хотя бы и мезозойское? Не обязательно. Часто условия для осаждения взвеси складываются там, где болота нет и никогда не было. Называть лимонит «болотной рудой» — европейская традиция. В Европе железо проще всего было найти в болотах, причём, в актуальных, действующих — как минимум, они указывали, где искать. Но это даже нельзя назвать мировой практикой. В Азии чаще использовались содержащие железо пески, — то есть, лимонит уже заново размытый водой и переотложенный.
Как и скопления бурого железняка, так и ржавые пески, есть везде. И найти их легко. В земной коре 5% железа.
...Наконец, — плохо если такой вопрос не будет задан, — что если речная вода с наночастицами железа, миновав болота, достигнет моря (как это обычно и происходит)? Очевидно, железо окажется в морской воде. И постепенно наночастицы осядут на дно. То что образуется в результате на дне океана именуется уже не лимонитом, а железными конкрециями. На костях китов и акульих зубах железо (кооперируясь с марганцем и другими металлами) образует причудливые наросты. Технологии добычи конкреций не отработаны, однако, запасы металлов в такой форме, как считается, колоссальны.
Колоссальны, но не беспредельны. В отличие от суши, на дне океана железо не может копиться с мезозоя. Средний возраст океанской коры — менее 60 миллионов лет. Она затекает под континенты и переплавляется, возвращая железо в мантию.
Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907