Примерно так и надо снимать хорошие фильмы. С вниманием и уважением к людям, с адекватным элементом соцдрамы, без прикрас, но и без чернухи и уныния. Умно, но понятно и смешно. Так писали классики, вроде Чехова, Гоголя, Аверченко.
В селе в Оренбургской области Радик (Никита Табунщик) заботится о трех маленьких сестрах и брате. Отца у них давно нет, и куда-то делась употребляющая мама, которую собираются лишить родительских прав.
Радик ведет хозяйство, на обед идут мелкие полевые грызуны. Но однажды опека с полицией ставят вопрос ребром: или адекватный взрослый, или пора в детдом. Ситуацию может спасти только Рита, совершеннолетняя сестра Радика. Мальчик едет на встречу с ней в райцентр Пролетарское.
Тут по ходу дела режиссер Наталья Назарова (ранее сняла другую интересную работу на поселковой фактуре «Простой карандаш») знакомит нас с жителями райцентра: от священника через суд уходит жена; двое глухих и Юра, слепой брат того священника, воруют деньги из сейфа директора фабрики; молодой полицейский неожиданно приходит домой в обед, а там с его женой обедает подполковник...
А еще есть сидящая на автостанции Кенже, у которой местная отбила мужа. Исполнительница этой роли Самал Еслямова ранее получила за почти молчаливую роль в «Айке» приз в Каннах, «Нику» и премию Азиатской киноакадемии. Теперь можно оценить ее работу на русском. Не сказать, что высокий европейский уровень. Но для «райцентра» подойдет.
Истории этих людей оказываются связанными. Приехав в райцентр, Радик постепенно знакомится с ними и даже получает доступ к большим деньгам. И это ключевой момент в метафорическом слое истории.
«Райцентр. Ну, вы же понимаете? Какой это центр рая? – произносит вдохновенный спич полицейский. – Рай нам не нужен. В раю же гадить нельзя. А мы без этого не можем».
После поломанной стелы на въезде в городок, со словами «Рай» и «центр», и знакомства с жителями понятно, что это веселая и грустная притча про «маленьких людей» в месте, которое стоило ценить, как и вообще жизнь. Подобно это место раю (кстати, спасибо за оренбургское солнце в кадре) или нет, сказать сложно (на вид тут совсем недавно закончились 90-е).
Деньги, вокруг которых крутится легкий поселковый приключенческий боевик, означают искушение, действующее на «маленьких людей», хотят они этого или нет. Да и смертные грехи тут почти все перечислены, просто от некоторых люди удерживаются, находят в себе силы.
Также тут повсюду надписи про рай: в названии села, секондхенда, клуба, магазинов промтоваров «Эдем». На стене в комнате священника висят репродукции икон с изгнанием из рая, а он сам говорит, что не верит в ад. При этом пугает чертями неверную жену приятеля, чтоб устыдилась.
У мамы мальчика грехопадения почти каждый день. Вот она с каким-то сельским Адамом лежит под яблоней. В какой-то момент будет и сцена с искушающей змеей (их в оренбургских степях немало), с которой герои, собравшись с разумом, поступают по-своему.
Приключения Радика родственны кавказской одиссее «Экспресса». В обоих фильмах на героя свалилась привлекательная для маленького населенного пункта сумма, и он странствует по провинциальным улочкам, спасаясь от неуклюжих гопников и полиции и демонстрируя огромный запас жизнелюбия в комплекте с наивностью, похожей на святость.
Только метафоры в фильме Натальи Назаровой библейские, а у Руслана Братова ближе к античности.
Создавая портреты жителей райцентра, авторы совмещают комичную драму маленького человека с драмой взросления Радика. Его последнее лето детства богато на испытания характера, чести и жизнелюбия.
Кино украшено адюльтерными ромкомами: сразу три истории семейного предательства. Также здесь сильна просто соцдрама. Жизнь провинции показана без прикрас и силен элемент сатиры. Но при этом перед нами не чернуха, это не менее человечная история, чем кино Рязанова. В итоге получается многослойная, богатая на события, грустная и смешная добрая история. Побольше бы таких.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!