– Определяйтесь скорее, через пять минут социальная скидка закончится!
Лена (Анна Уколова) работает продавцом в магазине в небольшом городке. Каждый день меняет ценники на дорожающие продукты, все знает про санкционку под белорусскими брендами, не теряет оптимизм и как ни странно верит в социальную справедливость.
У нее трое детей и их отец Максуд (Парвиз Пулоди), уроженец южных земель, потерявший паспорт. Местная полиция его документ восстанавливать не спешит, периодически шпыняет и приводит в участок, а потом тянет с Лены компенсацию за хлопоты.
Любитель мелких податей в погонах Витя (Александр Обласов) уже привык тянуть с семьи Лены деньги. Работы нормальной у Маскуда нет, перебивается случайными заработками, перспективы так себе. Но Лена — женщина с сильным характером и готова сражаться за свое счастье, любовь и справедливость хоть каждый день…
Режиссер Екатерина Вещева ранее снимала документалки, в том числе с Андреем Кончаловским. Сценарист Елена Киселёва написала четыре фильма Кончаловского («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи!»). Интересный тандем. Новый фильм – самая легкая и оптимистичная работа из их коллекции.
Да, это история о маленьких людях, как и хроники Тряпицына. Конечно, работа сатирическая: авторы юморят над импортозамещением, над полицейским аппаратом, критикуют миграционную политику. И даже подтрунивают над кинематографистами, которые редко выбираются снимать кино за пределы Москвы.
Кроме Лены есть эксцентричный сторонник социальной справедливости – чудом выживший в 90-е рэкетир (Виталий Кищенко). Провинциальный авторитет двигает спич о том, что масоны зовутся «каменщиками», а он Плотником, так как Россия не доросла до каменной кладки.
В числе инициатив Плотника идея движения из столиц в районы («Нельзя запирать страну в нескольких мегаполисах...»), что созвучно позиции авторов, которые сняли кино в городе Кашин Тверской области. Красивый древний город, один из его главных памятников, Торговые ряды в кирпичном ансамбле XIX века, стал главным местом действия.
В фильме немало глубинно-народных мудростей и душевности. «Привыкай, у нас здесь хорошо. Самое главное знать, как у нас принято. И все», – советует Лена приехавшей мигрантке Гузаль (Сабина Ахмедова).
«Уничтожает пламень сухую жизнь мою. И нынче я не камень, я дерево», – авторитет говорит почти стихами. Бабушка из Средней Азии по Скайпу ведет переговоры с семьей так, словно рассказывает восточную сказку.
Законы добрососедства хранит почти гайдаевская троица бомжей Вован (Николай Шрайбер), Колек (Алексей Шевченков), и человек, которого никто не помнит по имени (Сергей Неудачин). Есть еще мелкий строитель Юрец (Владимир Карпук), который подкидывает Максуду работу, но часто тайно, так как заказчики не хотят нанимать гастарбайтеров. Неплохой парень, хоть и не благодетель.
История о маленьких людях завершается почти общим примирением (не считая тех, кто уж совсем плохой и был за это бит). Хотя понятно, что мир несправедлив, и спокойствие пока держится только на честном слове тех, кому не все равно.
Будь это не комедия, все могло быть иначе. Но могло быть и так. Наверно, на каком-то уровне справедливость действительно можно отыскать, если начинать не с мегаполисов, а с маленьких городков и районов.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!