Найти тему
Мир кораблей

Актёры одного спектакля. Средиземноморские тяжёлые крейсеры типа «Зара»

Оглавление

Вашингтонский договор об ограничении военно-морских вооружений 1922 года открыл для Италии широкие возможности. Обладая самым слабым крейсерским флотом по сравнению с остальными морскими державами, Италия получила возможность пополнить свои ВМС новыми крейсерами «вашингтонского» типа и добиться паритета со своим основным потенциальным соперником — Францией.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2
Итальянский тяжёлый крейсер Zara ведёт артиллерийский огонь из орудий главного калибра на полном ходу
Итальянский тяжёлый крейсер Zara ведёт артиллерийский огонь из орудий главного калибра на полном ходу

Главное преимущество было в том, что итальянские крейсеры создавались исключительно для одного театра военных действий — Средиземного моря, что позволяло пожертвовать дальностью хода и мореходностью в угоду бронированию, скорости и сильному вооружению.

Достойный преемник

Введённый в строй в 1928 году крейсер «Триесте», а в следующем году ещё и «Тренто» практически в точности соответствовали принятой в итальянском морском генштабе концепции. За единственным исключением — бронирование 70-мм главного пояса признали явно недостаточным против калибра 203 мм. В этом они полностью превосходили французские крейсеры типа «Дюкень», которые вообще не имели бронирования. Однако несмотря на это, новые итальянские корабли всё же не могли действовать в составе линейных сил. Чертёж-схемы тяжёлого крейсера Pola типа Zara (сверху) и головного корабля Zara на 1939 и 1940 год соответственно
Введённый в строй в 1928 году крейсер «Триесте», а в следующем году ещё и «Тренто» практически в точности соответствовали принятой в итальянском морском генштабе концепции. За единственным исключением — бронирование 70-мм главного пояса признали явно недостаточным против калибра 203 мм. В этом они полностью превосходили французские крейсеры типа «Дюкень», которые вообще не имели бронирования. Однако несмотря на это, новые итальянские корабли всё же не могли действовать в составе линейных сил. Чертёж-схемы тяжёлого крейсера Pola типа Zara (сверху) и головного корабля Zara на 1939 и 1940 год соответственно

В начале 1928 года на основе проекта «Тренто» началась разработка улучшенного тяжёлого крейсера типа «Зара». Попытки совместить сильное вооружение, усиленное бронирование и высокую скорость привели к увеличению проектного водоизмещения до 15 000 тонн, что нарушало условия вашингтонского договора.

Даже после того, как конструкторы уменьшили броневой пояс и силовую установку, а также внесли ряд изменений в конструкцию корпуса, водоизмещение всё равно превышало лимит в 10 000 тонн. Поэтому характеристики нового крейсера засекретили, и в 1929-1930 годах началось #строительство четырех крейсеров по проекту «Зара»: «Зара», «Фиуме», «Гориция» и «Пола». Все они вступили в строй Реджиа Марина в период с октября 1931 по декабрь 1932 года.

Спуск тяжёлого крейсера Zara со стапелей, 27 апреля 1930 года
Спуск тяжёлого крейсера Zara со стапелей, 27 апреля 1930 года

Чтобы уложиться в ограничения Вашингтонского договора, корпус корабля сделали не гладкопалубным, а низкобортным с ярко выраженным полубаком, занимавшим примерно 40% от всей длины. Во всем остальном крейсеры типа «Зара» имели типичный для итальянского флота внешний облик: сплошная главная и верхняя палубы, носовая надстройка с несколькими уровнями и две разнесённые дымовые трубы. В конструкции корпуса отсутствовала продольная противоторпедная переборка, но сам корпус разделялся на 19 герметичных отсеков, а по всей длине проходило двойное дно.

Стандартное водоизмещение превышало 11 000 тонн, максимальная длина корпуса достигала в оконечностях 182 м, ширина по перпендикулярам 20 м, а осадка равнялась 7 метрам.

Крейсер-броненосец

По сравнению с «Тренто» и «Триесте», крейсеры типа «Зара» получили более мощное бронирование из хромоникелевой стали. Полная масса брони составляла 2700 тонн. Главный броневой пояс толщиной 150 мм в верхней части и 100 мм в нижней занимал 48% длины всего корпуса и закрывал цитадель от крайней носовой до крайней кормовой башни ГК. Траверсы защищались дифференцированными броневыми плитами толщиной 120 мм в верхней части и 90 мм в нижней. Над главным бронепоясом располагался верхний, толщиной 30 мм.

Главная палуба имела толщину 65 мм, но в районе погребов, машинных и котельных отделений она увеличивалась до 70 мм. Верхняя палуба изготавливалась из упрочнённой небронированной стали, но в районе цитадели имела 20-мм бронирование.

Надстройка тяжёлого крейсера Pola, осень 1938 года
Надстройка тяжёлого крейсера Pola, осень 1938 года

Боевая рубка бронировалась вертикальными 150-мм плитами по периметру и имела крышу толщиной 80 мм. Сверху рубки располагался #пост управления стрельбой орудиями главного калибра, защищённый вертикальным бронированием 130 мм и крышей 100 мм.

Барбеты башен ГК защищались в верхней части 150-мм бронированием, уменьшавшимся до 140 мм в районе главной палубы и до 120 мм в нижней части. Лобовая часть башни имела 150-мм броню, борта 75 мм и крыша 70 мм. Бронирование крейсеров типа «Зара» было лучшим среди всех одноклассников, включая французский «Альжери», вступивший в строй в 1934 году.

Рейдер Средиземноморья

Так как итальянский флот ориентировался в первую очередь на действия в Средиземном море, то традиционно приоритет отдавался огневой мощи и скорости хода в ущерб дальности и бронированию. Это позволяло нанести противнику урон и при необходимости быстро выйти из боя. Но учитывая специфику крейсеров типа «Зара», а также жёсткие требования по ограничению водоизмещения, на них установили двухвальную паротурбинную ГЭУ фирмы O.T.O., включавшую 2 ТЗА Парсона и 8 котлов Торникрофта. Лишь «Фиума» оборудовалась 8 котлами Ярроу.

Итальянский тяжёлый крейсер Fiume однотипный Zara на испытаниях
Итальянский тяжёлый крейсер Fiume однотипный Zara на испытаниях

Паровые турбины для повышения живучести располагались в шахматном порядке в изолированных отсеках, а суммарная мощность ГЭУ составляла 95 000 лошадиных сил. Максимальная мощность на испытаниях достигла 118 000 л.с. При обычной мощности скорость достигала 30 узлов, на форсаже — 32 узла. Запас топлива обеспечивал дальность хода от 4850 до 5400 миль при скорости в 16 узлов.

203-мм «стандарт»

Как и все «вашингтонские» крейсеры, в качестве главного калибра «итальянцы» оснащались 203-мм орудиями. Крейсеры типа «Зара» несли восемь орудий 203-мм в четырёх двухорудийных башнях, расположенных по линейно-возвышенной схеме в носу и корме. Сектор обстрела каждой башни составлял 300 градусов, а дальность стрельбы достигала 31,5 км при максимальном угле возвышения в 45 градусов. Гидравлическая система заряжания обеспечивала скорострельность в 3-3,5 выстрела в минуту на ствол.

Носовые 203-мм/53 орудия Model 1929 фирмы Ansaldo тяжёлого крейсера Zara
Носовые 203-мм/53 орудия Model 1929 фирмы Ansaldo тяжёлого крейсера Zara

Несмотря на хорошую дальнобойность и бронепробиваемость, орудия «Ансальдо» имели ряд серьёзных недостатков. Во-первых, расположение орудий в общей люльке повышало вероятность выхода из строя сразу обоих и приводило к дополнительным сложностям в обслуживании и эксплуатации. Во-вторых, небольшое расстояние между осями стволов (всего метр) ухудшало кучность стрельбы. Ситуацию осложняло и отсутствие беспламенного пороха, что, помимо всего прочего, снижало эффективность корабля в ночных боях.

Стандартный боекомплект насчитывал 100 выстрелов на ствол, но при необходимости вместимость погребов позволяла загрузить до 1256 снарядов.

По вспомогательной артиллерии итальянские крейсеры также превосходили своих конкурентов. С каждого борта они несли по четыре установки спаренных 100-мм в щитовых установках. Но универсальными эти орудия были только в реалиях 1920-х годов — с ростом скорости авиации их скорострельность в 8 выстр/мин была явно недостаточной, равно как и скорость наведения. Еще одним недостатком была система управления огнём с дальномером — она хорошо выполняла свою роль при стрельбе по морским целям, но не годилась в качестве системы управления артиллерийским зенитным огнём.

Двухорудийная 100/47-мм установка с универсальными орудиями OTO mod. 1927
Двухорудийная 100/47-мм установка с универсальными орудиями OTO mod. 1927

Орудие имело дальность стрельбы до 15 км, досягаемость по высоте до 8,5 км при максимальном угле возвышения +85 градусов.

Средства ПВО ближнего радиуса действия представлялись четырьмя одиночными зенитными автоматами Vickers-Terni Model 1917 калибром 40 мм в открытых установках на юте и полубаке. Питание производилось из металлических лент на 50 патронов, что обеспечивало практическую скорострельность до 75 выстр/мин. Автоматы были неэффективны даже на начало 1930-х годов — ручное наведение, водяное охлаждение ствола, трудности перезарядки, низкая эффективная дальность стрельбы в 1,1 км и скорость полёта снаряда в 610 м/с.

Дополнительно на площадках грот и фок-мачты располагались по две открытых одноствольных установки зенитных пулемётов Breda Mod. 1931 калибром 13 мм.

Одномоторный гидросамолёт-разведчик IMAM Ro.43 на тяжёлом крейсере Pola
Одномоторный гидросамолёт-разведчик IMAM Ro.43 на тяжёлом крейсере Pola

На крейсерах «Зара» предусматривалась авиагруппа из трёх разведчиков-бипланов Piaggio P.6. Один #самолёт постоянно находился на катапульте в носовой части, а ещё два располагались в ангаре. В связи с тем, что наличие самолёта ограничивало углы обстрела орудий ГК, третий самолёт не устанавливали на катапульту, а ограничивались лишь двумя в ангаре, поднимая их в случае необходимости на палубу. После того как в 1935 году на вооружение поступили разведчики-бипланы IMAM Ro.43, все крейсеры перевооружили ими.

Период модернизаций

В период с 1936 по 1939 год крейсеры типа «Зара» прошли несколько модернизаций, целью которых было усиление зенитного вооружения. В 1937 году демонтировали две установки 100-мм универсальных орудий, расположенных в кормовой части, установив взамен четыре спаренные установки зенитных автоматов Breda Model 1932 калибром 37 мм с водяным охлаждением. Эти автоматы имели досягаемость по высоте до 5 км, угол возвышения +80 градусов и практическую скорострельность в 140 выстр/мин на ствол.

Копия подлинного чертежа 37-мм/54 спаренного зенитного автомата Breda образца 1932 года
Копия подлинного чертежа 37-мм/54 спаренного зенитного автомата Breda образца 1932 года

В 1939 году все 40-мм автоматы демонтировали и установили новый запасной КПД с 4-метровым дальномером, а также ручные 1.5-метровые дальномеры на мачтах взамен зенитных директоров.

Первый и последний бой

Тяжёлый крейсер «Зара» приняли на вооружение 20 октября 1931 года, и он стал флагманом 1-й дивизии крейсеров, куда позднее включили его систершипы «Пола» и «Фиуме».

Тяжёлый крейсер Pola на переднем плане, с него сделан снимок. Далее в середине идёт Zara, конец 1940 года
Тяжёлый крейсер Pola на переднем плане, с него сделан снимок. Далее в середине идёт Zara, конец 1940 года

Как и другие корабли 1-й дивизии, крейсер активно привлекали к походам по Средиземному морю. В годы Гражданской войны в Испании он использовался для эвакуации подданных Итальянского королевства и де-факто сопровождал транспорты франкистов. В апреле 1939 года в составе 1-й эскадры поддерживал высадку итальянского десанта при высадке в Дурресе, произошедшей в ходе итальянского вторжения в Албанию.

Итальянские тяжёлые крейсеры Bolzano и Pola в море в день боя у Пунто-Стило, или боя у Калабрии
Итальянские тяжёлые крейсеры Bolzano и Pola в море в день боя у Пунто-Стило, или боя у Калабрии

7 июля 1940 года «Зара» в составе крупного соединения вице-адмирала Кампиони вышла в море для прикрытия конвоя, следующего в Ливию. 9 июля соединение встретилось с мощными британскими силами под командованием адмирала Каннингхэма у мыса Пунто-Стило. Несмотря на выгодную позицию и численное превосходство — 2 линкора, 6 тяжёлых и 8 лёгких крейсеров против 3 линкоров, 5 лёгких крейсеров и авианосца, вице-адмирал Кампиони не смог реализовать своё преимущество и был вынужден отступить. «Зара» участвовала в артиллерийской дуэли с британскими крейсерами и отбила две воздушные атаки, не получив никаких повреждений.

Итальянский тяжёлый крейсер Zara в бою у Пунто-Стило
Итальянский тяжёлый крейсер Zara в бою у Пунто-Стило

Боевая карьера крейсера закончилась в сражении у мыса Матапан. Итальянское командование так и не сделало выводов из сражения у мыса Пунто-Стило, и это стало фатальным для Реджиа Марина. Командующий эскадрой адмирал Якино допустил ряд тактических просчётов, самым серьёзным из которых стал навязанный англичанами ночной бой. 26 марта 1941 года в 22:27 британские линкоры и тяжёлые крейсеры Каннингхэма открыли массированный огонь по итальянским кораблям.

Буквально за 10 минут «Зара» получила 14 попаданий от британских линкоров. Были уничтожены носовые башни, машинное отделение, мостик, а сам крейсер сильно накренился на левый борт. В течение часа команда боролась за живучесть корабля, но повреждения были слишком серьёзными. После эвакуации экипажа «Зара» продержалась на плаву до 02:24, постепенно набирая воду, но британские эсминцы добили тяжело повреждённый крейсер торпедами. В 02:40 он перевернулся и затонул.

Тяжёлый крейсер Zara и его экипаж — всего 841 человек. Вместе с кораблём погибли 30 офицеров и 752 матроса
Тяжёлый крейсер Zara и его экипаж — всего 841 человек. Вместе с кораблём погибли 30 офицеров и 752 матроса

Мощное бронирование и вооружение, а также высокая скорость хода делала крейсеры типа «Зара» опасными противниками. Они превосходили французских и британских оппонентов почти по всем параметрам и, в отличие от них, могли использоваться в составе линейных сил. Невысокая мореходность не была критична в условиях Средиземного моря. Однако худшая кучность орудий главного калибра и отсутствие возможностей для эффективного ночного боя стали роковыми для крейсеров типа «Зара» — три из четырёх новейших кораблей были потеряны в ходе ночного боя у мыса Матапан.

-16

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: