Отечественная смекалка по праву не знает границ, ведь при достаточной мотивации для наших людей нет ничего невозможного. Чаще всего это распространяется на бытовые сферы жизни, но иногда выходит за их границы. Самые интересные случаи происходят, когда перед инженерами различных предприятий встаёт задача, которая на первый взгляд требует больших трудозатрат, а решить её необходимо «малой кровью».
Именно так произошло, когда на предприятии МТЗ, специализирующемся на самом распространённом в мире классе тракторов, попытались исправить недостаточную проходимость их колёсных машин. В целом, МТЗ-80 представляет из себя очень удачную машину, в большинстве случаев способную выполнить любую сельскохозяйственную задачу с оборудованием на любой вкус, но даже у её «злых» покрышек есть предел, который попробовали преодолеть путём дооснащения трактора гусеничной ведущей осью.
У минского предприятия было большое количество вариаций полугусеничных модификаций своей машины, но все они были направлены на повышение сцепных и тяговых свойств трактора с дорожным покрытием на мягких грунтах. Выгодным техническим решением стало применение модульной системы, с которой любой серийный колёсный трактор мог быстро переоборудоваться в полугусеничную машину с повышенной проходимостью. По мнению многих, самой интересной версией считается та, в которой на полностью заводской МТЗ-80 устанавливается дополнительный натяжной ролик, расположенный перед задней осью и цельная гусеница, опоясывающая его и ведущее колесо. Благодаря простоте модификации, появилась возможность простой и быстрой регулировки колеи, а удобная бесступенчатая система натяжения позволяла быстро демонтировать гусеничное полотно в случае необходимости.
Были и более «злые» эксперименты, где ведущие колёса заменялись на цельнометаллические катки, а вместо резинометаллической гусеницы монтировалась пневматическая, для бережного передвижения по переувлажнённым грунтам. Подобный проект стал результатом обмена опытом с западными предприятиями, который в те годы был широко распространён и позволял техническому прогрессу двигаться гораздо быстрее. Жаль, что в наше время эта практика практически сошла на нет, согласны?