Я долго думала прежде, чем решиться написать статью о бесконтактном способе диагностики. Много споров и противоречий такой подход уже вызывал у некоторых диагностов, многие ставили под сомнение, что такое возможно в принципе, а я не большой любитель отвечать на комментарии под своими постами. Да и спорить, а также кому либо что то доказывать тоже не люблю.
На написание данного поста меня сподвиг тот факт, что применяемый мной метод получил научное обоснование, и как оказалось, намного раньше, чем до него додумалась я. Еще в 2003 году Л. В. Мадорский подготовил учебное пособие для студентов Ростовского государственного университета путей сообщения по диагностике транспортных средств по внешним признакам.
Признаюсь честно, я не большой любитель разбирать ДВС, менять местами форсунки и катушки, особенно, когда ввиду конструктивных особенностей автомобиля к ним подлезть целое дело. Попробуйте, к примеру, быстро добраться до упомянутых узлов на OPEL OMEGA B с двигателем Х25ХЕ. Есть автомобили, на которых подключить осциллограф к сигнальному проводу ДПКВ представляет определенную трудность ввиду не совсем удобного расположения датчика.
Так вот, используя знания, логику и органы чувств я научилась определять неисправность что называется не трогая двигатель руками. Конечно, данный метод диагностики далеко не всегда оправдан в применении, но если такая возможность все таки есть, я с удовольствием им пользуюсь.
Как и большинство диагностов, я человек ленивый и предпочитаю работать головой, а не руками. Мне проще и намного интереснее найти информацию и проанализировать ее, чем на авось менять половину элементов в ДВС, как делают некоторые.
Простой пример. OPEL OMEGA, двигатель Z22XE, были обнаружены провалы в работе двигателя на ходу под нагрузкой. Выяснив детально, как проявляются симптомы, я не подключая сканер пришла к предварительному заключению, что причина в датчике кислорода и клапане EGR. Подключив сканер и продиагностировав более детально стало ясно, что я попала в точку. Многие посты на моем канале относятся к таким бесконтактным методам диагностирования.
Итак, что для этого нужно:
- знание и понимание принципов работы ЭСУД (электронной системы управления двигателем)
- знание и понимание конструктивных особенностей конкретного автомобиля
- знание так называемых «болячек», характерных для данного типа ДВС
- знание, что конкретно делалось в автомобиле перед тем, как он приехал к вам.
Конечно, далеко не последнюю роль в применяемом методе сыграл мой опыт работы инженером в цехе по ремонту грузовых автомобилей. Приходилось понимать принципы работы и доходить до сути вещей бесконтактным способом.
Ниже опишу кратко основные методы диагностирования по косвенным параметрам. В скобках указаны характеристики, на которые следует обратить внимание:
- герметичность рабочих объемов (давление в цилиндре, расход воздуха и утечки масла, угар масла)
- рабочий процесс (расход топлива и масла, температура охлаждающей жидкости, дымность выхлопа)
- концентрация продуктов износа в рабочих маслах (пробы масла из картера ДВС)
- акустический метод (вибрации, стуки, шумы; характер и частота их появления; появляются на холодную или на горячую). Например, двигатель может идеально работать холодным и стучать горячим по той причине, что густое холодное масло держится в зазорах между выработанными и разбитыми деталями.
Вообще описание характерных звуков и возможно связанных с ними неисправностей это тема даже не одной статьи, а целой научной работы. И даже если перечислить все возможные шумы в двигателе и причины их появления, то вряд ли такой перечень будет абсолютно точным и исчерпывающим. Здесь я хочу донести сам подход к диагностике, принцип так сказать.
Отдельно хочу отметить, что я нисколько не противопоставляю эмпирический метод диагностики методу с помощью измерительных приборов. Наоборот, они оба прекрасно друг друга дополняют и я с удовольствием использую их в совокупности.
Но если диагност полагается исключительно на показания измерительной техники и не анализирует информацию в комплексе, то он скорее становится не диагностом, а пользователем девайсов, коих, к сожалению, в последнее время развелось великое множество:)).