Мало кто знает, что Валентин Александрович Догель – известный зоолог, профессор – был еще и очень наблюдательным натуралистом, и талантливым писателем. В 1914 году он совершил путешествие по Британской Восточной Африке, а потом красочно и увлекательно описал свои впечатления в книге «Полгода в тропиках». Она вышла в 1924 году и больше не переиздавалась.
Мы предлагаем вам фрагмент этой книги. Давайте вместе посмотрим на Африку начала прошлого века глазами В.А. Догеля, а заодно получим удовольствие от прекрасного языка, которым она написана.
"…Начиная со станции Цаво (на 133-й миле от Момбасы), дорога проходит через огромный резерват (заповедник), в котором абсолютно воспрещается охота за какими бы то ни было животными. Этот заповедник, обнимая собою 25 000 кв. верст (28 450 кв. км), является превосходным питомником различной дичи, предохраняющим многие редкие виды животных от окончательного истребления…
Изобилие крупных животных, на которое путешественник наталкивается в Британской Восточной Африке, поразительно. Около 6 часов сряду поезд идет как бы через непрерывный зоологический сад. По сторонам от дороги, иногда в 100–200 шагах от рельс пасутся стада изящных газелей, несуразных длинномордых антилоп конгони (Bubalis), пестрых зебр. Порою животные продолжают спокойно щипать траву, порою же пугливо озираются в сторону поезда и бросаются прочь большими прыжками.
Этой обыкновенной дичи так много, что каждый холм, каждая ложбина пестрит точками мирно пасущихся животных, которых можно принять за оставленный на выгоне домашний скот. Конгони и зебры подходят даже к самым станциям железной дороги.
Однако расположившись поудобнее у зеркального окна вагона, вы можете познакомиться во время пути и с более редкими представителями африканской фауны. Там и сям в виде темных, почти редких пятен виднеются группами гну (Connochaetes), странные антилопы, очень напоминающие собою по виду буйволов, изредка попадается и пряморогий орикс (Oryx), с рогами, острыми, как шпаги.
За время проезда я насчитал до 52 страусов, черно-белые самцы которых очень эффектны и ничем не похожи на несчастные облезлые экземпляры, влачащие жалкое существование в зоологических садах Европы. Наконец ранним утром мы видели у самой дороги трех громадных жирафф, быстро удалившихся своим неуклюжим галопом.
Из хищников на этот раз я видел только шакалов, но бывали случаи, когда новичку, при самом его въезде в Африку, удавалось любоваться видом льва, пожирающего свою добычу в самом близком соседстве от линии железной дороги.
Одним словом, описываемая поездка производит удивительное впечатление. Кажется, будто вы, как в романе Уэльса «Машина времени» получили неожиданно возможность перенестись ... в те отдаленные времена, когда человек бродил ещё бесприютным и беспомощным по равнинам, кишевшим могучей животной жизнью…"