Тутанхамон (1335-1327 гг. до н.э.) был преемником фараона Эхнатона, который провел масштабную религиозную реформу по переходу к монотеизму. Вознесение культа бога Атона сильно ударило по остальным египетским богам и, главное, по жречеству, которое потеряло все свои привилегии. В частности по жречеству Амона, бога Солнца, покровителя Фив и покровителю XVIII правящей династии фараонов.
Тутанхамон, сын и/или зять Эхнатона, довольно быстро взял в руки трон и приблизил к себе администрацию и жречество, которые были против реформ Эхнатона. Он довольно быстро разрушил творение отца и восстановил местные культы. Тем не менее сам Тутанхамон проправил недолго и после себя наследника не оставил.
Оставил он только вдову, которая была дочерью Эхнатона. По египетским источникам мы понимаем, что после смерти Тутанхамона к власти пришел жрец Эйе, имеющий некоторое отношение к правящей династии: Эйе был братом матери Эхнатона, Тийи (на фотографии) и служителем культа Амона. Именно Эйе изображен на фресках гробницы Тутанхамона, проводя в леопардовой накидке церемонию отверзания уст.
Но переход от Тутанхамона к Эйе был не так прост, и об этом мы узнаем из очень неожиданного источника - из летописи хеттского царя того же периода Суппилулиумы I. И это, по-моему, удивительно, когда тексты, откопанные за тысячи километров от места событий, позволяют восстановить последовательность событий четырехтысячелетней давности.
Суппилулиума (1344-1322 гг. до н.э.) был царем Хеттского царства, расположенного на территории современной Турции. В его правление Хеттское царство превратилось в империю, завоевав множество соседних регионов. Суппилулиума был мастером дипломатии, регулярно переписывался с могущественными соседями, не забывая расширять территории Хеттской державы и вполне успешно угрожая египетскому величию на побережье Средиземного моря.
В расцвете своего величия по приказу Суппилулиумы писцы составили его жизнеописание, из которого среди перечислений многочисленных побед мы неожиданно узнаем следующее:
Царица Египта послала гонца к [Суппилулиуме] и так ему написала: «Мой муж умер. Сына у меня нет. А у тебя, говорят, много сыновей. Если бы ты мне дал из них одного твоего сына, он стал бы моим мужем. Никогда я не возьму своего подданного и не сделаю его своим мужем! Я боюсь такого позора!»
Речь идет об Анхесенамон, вдове Тутанхамона и дочери Эхнатона. Это на пишет Суппилулиуме, чем его сильно озадачивает: «Прежде со мной ничего похожего не случалось!» - говорит он.
Суппилулиума был разумным и осторожный правителем. Опасаясь, что его могут обмануть или заманить в ловушку, он проверяет информацию, отправляя в Египте своего посланника:
«Иди! Принеси мне назад слово о том, что там на самом деле! Уж не обманывают ли они меня? Может быть, в действительности у них есть сын их господина?.... Может быть, они вовсе и не хотят, чтобы мой сын у них царствовал?»
Ожидая ответа, Суппилулиума продолжает продвижение в Сирию, отодвигая на юг египетскую зону влияния. Он получает от Анхесенамон новую клинописную табличку:
«Почему ты так говоришь: «Они меня-де обманывают»? Коли у меня был сын, разве стала бы я писать в чужую страну о своем собственном унижении и унижении моей страны? Ты мне не поверил и даже сказал мне об этом! Тот, кто был моим мужем, умер. Сына у меня нет. Но я никогда не возьму своего подданного и не сделаю его моим мужем. Я не писала ни в какую другую страну, только тебе я написала. Говорят, у тебя много сыновей. Так дай мне одного своего сына! Мне он будет мужем, а в Египте он будет царем».
Суппилулиума, продолжая првоерять информацию, начал приготовления к женитьбе своего сына со следующими словами:
«В прежние времена страна Хатти и Египет были дружны между собою, и теперь между ними также установится согласие. Страна Хатти и Египет пусть постоянно будут в согласии друг с другом!»
Сын Суппилулиумы Цаннанцас едет в Египет, где Анхесенамон ждет его, чтобы «продолжить династию». Как вы можете себе представить, ее решение разделяли далеко не все египетские придворные и священнослужители, потратившие огромные ресурсы на борьбу с хеттами за сирийские земли.
Из летописи Суппилулиумы мы узнаем, чем закончилась идея Анхесенамон:
…А когда принесли глиняную табличку, они сказали так: «Люди Египта убили Цаннанцаса». И слово принесли: «Цаннанцас умер!» И когда [Суппилулиума] услышал об убийстве Цаннанцаса, он стал жалеть о Цаннанцасе и к богам обратился так: «О боги! Я не совершал зла, но люди Египта его совершили, и они напали на границы моей страны».
Это событие развязало новую многолетнюю войну между Египтом и хеттами. В Египте же к власти пришел жрец Эйе, окончательно восстановив культ Амона и всех других многочисленных богов Египта. Предполагается, что именно он предотвратил все экстравагантные попытки жены Тутанхамона продолжить династию. Эйе пришел к власти уже в очень пожилом возрасте и умер через 4 года, после чего власть перешла к генералу Хоремхебу, на котором и закончилась XVIII династия.