Найти в Дзене
Maestro Z

Белый шквал

Как-то летом ко мне на яхту приехали друзья - семейная пара и их подруга. Давно планировали эту поездку и вот, наконец-то, собрались. С утра было ясно, прогулка под парусами обещала быть приятной. Правда, прогноз грозил кратковременными дождями с грозами, но фронт проходил гораздо западнее нашей дислокации. Я был уверен, что нас не затронет, а если и достанет, то краешком. К тому же, тёплый летний дождичек только на пользу. В предвкушении удовольствия загрузились на борт и отдали швартовы. Девчонки живописно расположились на палубе около мачты, чтобы ни паруса, ни снасти им не мешали. В ярко-оранжевых жилетах и цветных купальниках они смотрелись очень живописно! А мы с Сергеем правили в кокпите. Оба паруса работали оптимально при небольшом галфвинде, волны в шхерах почти не было, небо в лёгких облачках, солнце пригревало, нежно журчала за кормой ладожская вода. Красота и идиллия! Мои гости наслаждались живописными видами. Мы лениво беседовали на всякие невинные темы. Где-то очень дал
Оглавление

Как-то летом ко мне на яхту приехали друзья - семейная пара и их подруга. Давно планировали эту поездку и вот, наконец-то, собрались. С утра было ясно, прогулка под парусами обещала быть приятной. Правда, прогноз грозил кратковременными дождями с грозами, но фронт проходил гораздо западнее нашей дислокации. Я был уверен, что нас не затронет, а если и достанет, то краешком. К тому же, тёплый летний дождичек только на пользу.

В предвкушении удовольствия загрузились на борт и отдали швартовы. Девчонки живописно расположились на палубе около мачты, чтобы ни паруса, ни снасти им не мешали. В ярко-оранжевых жилетах и цветных купальниках они смотрелись очень живописно! А мы с Сергеем правили в кокпите.

Оба паруса работали оптимально при небольшом галфвинде, волны в шхерах почти не было, небо в лёгких облачках, солнце пригревало, нежно журчала за кормой ладожская вода. Красота и идиллия! Мои гости наслаждались живописными видами. Мы лениво беседовали на всякие невинные темы.

Где-то очень далеко-далеко серо-синие тучи прочерчивали редкие молнии, но раскаты грома до нас почти не доносились. Судя по электронной карте, гроза нас не затронет, и не было причин волноваться.

Сейчас покатаемся часик-полтора, а потом высадимся на мой любимый островок и закатим роскошный пикник. Таков был план.

-2

Но человек предполагает, а бог располагает. А мне как бывалому морскому волку надо было бы быть настороже. Но я тоже расслабился, как и мои гости. Стою на руле, непринуждённо поддерживаю беседу, между делом слежу за парусами и курсом, и хоть бы раз оглянулся назад. А следовало бы! Природа не прощает беспечности, а тем более природа северной Ладоги.

И это случилось!

Внезапно ветер зашёл с кормы и значительно окреп. Я отпустил шкоты и поставил паруса «бабочкой», намереваясь прокатить моих сухопутных друзей, что называется, с ветерком. Скорость сразу выросла до семи узлов. Но и это меня не насторожило. Нет бы посмотреть повнимательнее назад, но я наслаждался моментом и даже не подумал взять рифы.

И наказание не заставило себя ждать. В мгновение ока нас накрыл дождевой шквал. Плотный дождь при сильном ветре называют «белый шквал». Такое явление я наблюдал в тропических водах, но никак не предполагал, что это может случиться в Ладожском озере. Белым его зовут не случайно, ибо белая водяная пыль застилает всё вокруг, снижая видимость до минимальной. Во всяком случае, близлежащие берега исчезли из виду, и куда нас теперь несёт, я мог определить только по навигационной системе, а она не выдаёт мгновенный результат.

Здесь же всё могут решить секунды.

Конечно, мне как старому моряку впадать в панику не пристало, но я тут же понял всю глубину своей беспечности. А вот наши девушки, накрытые хлёсткими струями, с визгом бросились прятаться в каюту. Товарищ мой тоже нырнул в убежище от нещадно бившего дождя. Мне ничего не оставалось, как стоять у руля, я лишь попросил достать мне плащ.

В панику не бросился, но «очко» резко сжалось, когда лаг показал восемь с половиной узлов. Так я ещё никогда не разгонялся на яхте. Одно дело переждать «белый шквал» на большом океанском судне, а другое на маленькой яхте. Хорошая морская практика в таком случае рекомендует убавить площадь парусов или совсем их убрать, бросив якорь, ибо близость берегов и обилие каменистых банок при отсутствии видимости могло стать для нас фатальным.

-3

Пока мы летели на фордаке, ничего особо страшного не было, но стоило только повернуть, всё могло закончится оверкилем. Серёгу я поставил на руль, а сам пополз на бак убирать стаксель. Закрутки у меня тогда не было, а сам парус при таком ветре не свалится вниз. Вот и пришлось мне сдёргивать остервеневший дакрон вручную. Впрочем, это было не так сложно. Гораздо хуже обстояло дело с гротом. Ветром его так прижало к мачте и краспице, что, даже повиснув на нём всем телом, я не смог сдёрнуть его и на метр. Можно было бы подтянуть гик в диаметраль, ослабив прижим паруса к мачте и уменьшив площадь парусности, но тут, как назло, из нижнего блока выхестнулся ходовой конец гика-шкота и болтался далеко за бортом. Никогда стопорный узел у меня не развязывался, а тут, сволочь, развязался!

Ситуация вырисовывалась не из лучших. Нас несёт неизвестно куда с бешеной скоростью, а поворачивать страшно. Бросать якорь на такой скорости не вариант, оторвёт. Видимости ноль, и неизвестно, как близко берег. Если отдаться на волю ветра, шквал нас обгонит и всё успокоится, но за это время мы можем влететь в скалы или напороться на банку. Не хотелось бы! Если повернуть и встать против ветра с отдачей якоря, можно лечь на борт и вдобавок, опять же, вылететь на камни. Берег по правому борту был совсем близок. Грот находился на левом борту, а, значит, поворачивать можно только вправо. Поворот влево неизбежно приведёт к резкому перебросу гика на правый борт, а это при таком ветре чревато поломкой и самого гика, и даже мачты, не считая мелких повреждений. Может и парус порвать. Тоже не хочется. А уж каков будет крен и представить страшно! Мы попытались подтянуть гик вручную, но куда там… Двум мужикам оказалось не под силу справиться с напором ветра.

И тогда я решил повернуть вправо. Крен, конечно, будет, но мы резко снизим скорость, что даст возможность встать на якорь, и грот упадёт, встав против ветра. Все эти размышления пронеслись в голове мгновенно, дольше их описывать.

Я всех предупредил, что сейчас будем поворачивать, и чтобы они были готовы прыгнуть за борт, если яхту, всё же, перевернёт. Ответом были только перепуганные глаза.

Серёга стоял на руле, а я пошёл на бак готовить якорь к отдаче. Когда я был готов, Сергей по команде переложил руль на правый борт и…

Ничего страшного не произошло. Крен был сильный, но кратковременный. В каюте что-то загремело, упав на палубу. А может, это мои пассажирки свалились с дивана. Гик чиркнул по воде, и яхта вновь встала во весь рост. Всё произошло почти мгновенно. Сергей поставил руль прямо, лодка послушно легла носом на ветер, скорость упала, я отдал в этот момент якорь, а грот, как и положено, сполз почти до половины. Дальше я его спустил вручную и уложил в лези-джек. Какое-то время якорь полз по грунту, но вскоре хорошо забрал и мы остановились окончательно.

Вот тут только я почувствовал всю силу шквала, которая не ощущалась на фордевинде. Дождевые струи больно хлестали по рукам и лицу. Такое впечатление, что их тёрли крупной наждачкой! Хорошо, что плащ вовремя надел, хотя, всё равно, промок.

Шум дождя и ветра заглушал даже женский визг в каюте.

Когда я спустился в кокпит, Серёга всё так же стоял у руля, но руки, с побелевшими от напряжения костяшками, судорожно сжимали румпель. На лице его не видно было прежнего радостного румянца. Я-то в суматохе даже испугаться не успел (да и не положено мне), а вот ему пришлось не сладко. Ещё бы! Абсолютно береговой человек отправился на увеселительную прогулку под парусом, а попал в такую переделку. Но надо отдать должное, руля не бросил, выполнил всё, как я ему сказал.

Держался мужик стойко!

Впрочем, через пару минут он вновь обрёл способность шутить.

Шквал закончился так же внезапно, как и начался. А весь этот катаклизм, как оказалось, не продлился и пятнадцати минут хотя и мог закончиться плачевно. Вновь выглянуло солнышко, и мокрые перепуганные девушки выбрались из каюты на палубу. Заулыбались, загалдели, делясь впечатлениями. А потом бросились купаться.

-4

К острову уже решили не ходить, а устроить пикник прямо на якоре. Стол накрыли в кокпите и, вкушая разные вкусности, вновь наслаждались видами ладожских шхер.

К причалу вернулись без происшествий. Мои гости даже рады были, что попали в такую переделку. Экстрим сейчас в моде. Пикник на природе – это хоть и приятно, но уже банально, а вот «белый шквал» в ладожских шхерах – это явление не из разряда обыденных. Признаться, и я вынес из этой прогулки немалый урок.

Капитан никогда не должен «булки расслаблять»!

-5

Но всё хорошо, что хорошо кончается.

А с вами что-то подобное случалось? И чем закончилось?

Пишите. Жду!

В рубрике "Записки яхтанутого" у меня много чего ещё есть.

До встречи.