Найти тему

Дракон летит… к инклюзии

Для чего нужны инклюзивные мастерские?

Инклюзивные ремесленные пространства существуют по всей России, и их число неумолимо растёт. Они нужны, чтобы имеющие инвалидность могли социализироваться, пройти реабилитацию или получить трудовую занятость, которая нередко переходит в трудоустройство. Тем, кто «снаружи», они дают опыт общения с людьми с разными формами инвалидности, расширить своё представление о жизни в социуме, стать умнее и человечнее. Недавно такая мастерская появилась и в Сергиевом Посаде на базе детской творческой студии «Дракон летит».

База для профессии

-2

«Ну что, хлопцы, начнём?» — спрашивает Илья АБДРАШИТОВ у собравшихся ребят. Начинается занятие в столярной мастерской. Сегодня мальчишки будут мастерить настольную игру в крестики-нолики. Они вооружаются фанерой, линейками, ручными лобзиками, струбцинами. Многие уже знают, как работать с ручным инструментом. А тем, кто пришёл впервые, Илья обязательно придёт на помощь.

Занятия столяркой в мастерской «Дракон летит» не совсем обычные: здесь особенные дети работают вместе с теми, которых принято называть нормотипичными. Честно говоря, если бы Илья не сказал, что на занятии есть мальчик с отставанием в развитии, я бы и не догадалась. Он просто выглядит чуть застенчивее остальных, только и всего.

По словам преподавателя, ребята с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе чуть больше внимания, но вполне могут трудиться наравне со всеми. И довольно быстро осваиваются, социализация проходит на ура

«В первую очередь мы учимся работе с ручным инструментом, — объясняет Илья. — Это и выпиливание лобзиком по фанере, и распиловка, и ошкуривание, и строгание какое-то минимальное. Мы стараемся красить изделия, покрывать лаком, чтобы вещь имела приличный, законченный вид. Словом, осваиваем базовые навыки работы с разными материалами».

Помимо столярки, работает ещё и инклюзивная мастерская, где дети познают азы строительства. Илья демонстрирует самый настоящий дом в миниатюре. Ребята закладывают фундамент, пилят кирпичики из пеноблока, собирают стены с помощью цементного раствора.

«Для меня стало открытием, что молодёжь сейчас с трудом управляется с карандашом и линейкой, — говорит педагог. — Тем не менее учимся делать всё на совесть, исправлять недостатки. Кто-то из ребят говорит: «И так сойдёт, я младшему брату подарю, ему три года, он ничего не понимает». А тебе-то самому как? Нет, если это криво, некрасиво, не эргономично, будем дорабатывать».

-3

Когда нет никаких вопросов

Работой с молодёжью с ограниченными возможностями студия «Дракон летит» занимается не первый год. Ещё до пандемии преподаватели были частыми гостями в Сергиево-Посадском семейном центре помощи семьи и детям в Реммаше, создали специальный проект «Столярка на колёсах», проводили тематические творческие встречи и мастер-классы — но они тогда не носили систематического характера. Постепенно у Ильи АБДРАШИТОВА и руководительницы студии Клавдии ЕСКИНОЙ появилась идея создать место, где занятия для желающих будут проводиться на постоянной основе.

«Летом студия проводила арт-каникулы, они тоже носили инклюзивный характер, — делится Клавдия. — Мы с родителями обсуждали, как будем представлять ребят с аутизмом. У многих нет опыта разговоров на эту тему, надо было правильно подобрать слова. Общими усилиями утвердили формулировку, но когда начался лагерь, ни у кого из детей никаких вопросов не возникло. Ребята вместе рисовали, разбирались в архитектуре, ходили гулять. И никто не задавался вопросом, почему кто-то ведёт себя по-другому».

Когда лагерь закончился, Клавдия объяснила детям, что среди них были ребята с особенностями. Но никто так и не понял, о ком именно шла речь.

«В тот момент я поняла, что, наверное, настоящая инклюзия — это когда нет никаких вопросов друг к другу, — заключила Клавдия. — Наш первый опыт удался».

-4

Есть и глобальная цель

Мастерская «Дракон летит» открылась на Фестивальной улице в июне прошлого года. К сожалению, не всех жителей дома устроило соседство с особенными детьми, начались жалобы в различные инстанции, июль стал месяцем проверок и комиссий. Но «Дракон» с ними справился и продолжает работать. Мастерские стали не просто развлечением, а настоящей трудовой практикой.

«Здесь обычные дети занимаются вместе с особенными, в этом вся суть, — объясняет Клавдия. — Важно понимать, что вокруг нас разные люди, и мы должны учиться их принимать. Конечно, бывает, что люди в силу особенностей здоровья ведут себя очень вызывающе, таких ребят мы просим приходить отдельно. Но если ребёнок может социализироваться и вести себя адекватно в среде сверстников, он ходит в инклюзивную группу».

На занятиях рады и детям, и взрослым. Клавдия надеется, что с людьми с ОВЗ, обученными базовым навыкам, однажды удастся открыть небольшое производство. Оно смогло бы обеспечить рабочие места и стать местом для общения с единомышленниками.

«Мы сами художники, и нам бы хотелось делать в мастерской продукцию, особенную по своим качествам, чтобы у вещей была художественная ценность, — говорит руководительница студии. — Деревянные домики, которые мы продаём на маркетах, как раз об этом. Можно ведь организовать полноценное производство: кто-то выпиливает, кто-то шкурит, кто-то собирает и клеит, кто-то расписывает. Может, человеку даже просто верёвочку вдеть непросто, но он будет заниматься этим два часа в день. Что-то этим заработает и почувствует себя нужным. Конечно, это большая глобальная цель, и мы медленно движемся в этом направлении».

Сейчас Илья и Клавдия занимаются мастерскими вдвоём и будут рады волонтёрам. Тем, кто будет готов помочь с организацией процесса или выступить тьютором для ребят, которым сложно работать самим. Например, такая практика может пригодиться будущим социальным педагогам.

При идеальном раскладе направления работы будут развиваться и расширяться. Сейчас своего часа ждёт керамика. Как только удастся обзавестись дорогостоящей муфельной печью и другим необходимым оборудованием, ещё одна мастерская откроет свои двери. Хочется верить, что Клавдии и Илье удастся воплотить свои планы в жизнь и со временем такой болезненный вопрос, как трудоустройство людей с ОВЗ в нашем округе, действительно удастся хотя бы отчасти решить — с помощью «Дракона», который летит к инклюзии.

-5

«Мы сами художники, и нам бы хотелось делать в мастерской продукцию, особенную по своим качествам, чтобы у вещей была художественная ценность, — говорит руководительница студии. — Деревянные домики, которые мы продаём на маркетах, как раз об этом. Можно ведь организовать полноценное производство: кто-то выпиливает, кто-то шкурит, кто-то собирает и клеит, кто-то расписывает. Может человеку даже просто верёвочку вдеть непросто, но он будет заниматься этим два часа в день. Что-то этим заработает и почувствует себя нужным. Конечно, это большая глобальная цель, но мы медленно движемся в этом направлении».

Сейчас Илья и Клавдия занимаются мастерскими вдвоём и будут рады волонтёрам. Тем, кто будет готов помочь с организацией процесса или выступить тьютором для ребят, которым сложно работать самим. Например, такая практика может пригодиться будущим социальным педагогам.

При идеальном раскладе мастерские будут развиваться и расширяться. Сейчас своего часа ждёт керамика. Как только удастся обзавестись дорогостоящей муфельной печью и другим необходимым оборудованием, ещё одна мастерская будет готова открыть свои двери. Хочется верить, что Клавдии и Илье удастся воплотить свои планы в жизнь, и со временем такой болезненный вопрос, как трудоустройство людей с ОВЗ в нашем округе, действительно удастся хотя бы отчасти решить с помощью «Дракона», который летит к инклюзии.

Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями. А инклюзивная мастерская — место, где люди с особенностями здоровья и развития могут заниматься ручным трудом и совместным творчеством.
-6

Елена БАДАЛЯН

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ

ИСТОЧНИК