(1960-е годы. Бобровский. ХМАО-Югра)
Иртыш считают самой длинной река-притоком в мире (на втором месте — Миссури).
Моя мама с пятнадцати лет переплывала активно-судоходную крупную реку Иртыш несколько раз за свою жизнь. При чем без отдыха на противоположном берегу. Потому что тот берег был илистым, настолько вязким, что сделать шаг в таком месте было просто не возможно. И пауты люто-
вали, сразу бы закусали, выйди там человек из воды.
Северное лето особенное. Не длинное, но от этого какое-то ярко впечатляющее, богатое событиями. За один летний день столько всего происходит. Летом успевали сделать много дел. И отдыхать умудрялись. На реке Бобровке и Иртыше купались. На песчаном берегу Иртыша загорали на сияющем летнем солнце. И, как ни странно, разводили костры, чтобы согреться, когда из воды выйдешь.
Иртыш обычно был оживленный. На воде все время можно было видеть многочисленные грузовые суда, речные трамваи, лодки. Старались быстрее, пока открыта навигация, привезти на Север необходимые для жизнеобеспечения грузы. А с Севера на огромных баржах везли лес - бревна, шли танкеры с нефтью. Речные суда шли практически одно за одним. На лодках люди ездили на покос на луговую сторону. У нашего посёлка на горной стороне не было таких угодий. На реке, естественно, рыбачили. По ней проезжали на лодках далеко за ягодами и грибами.
Самым радостным занятием людей долгожданным летом было, по-моему, купание. Да, купание в бодрящей воде Иртыша! Детям далеко от берега плавать не разрешалось. Иртыш очень своенравный. Быстрое и сильное течение, множество беспощадных "воронок", которые он мог сделать в самых неожиданных местах. Все это делало его не безопасным.
Всегда есть смельчаки, которые даже таких стихийных рек не боятся и могут их покорить! Моя мама могла переплывать Иртыш. Плыла к противоположному берегу и сразу, без отдыха, обратно. Тот берег был пологий, ноги глубоко увязали в иле, если на него ступить, там просто невозможно было пройти до твёрдой части берега.
Помню, как-то раз, мы вместе с ней и другими людьми были на "пляже", загорали на солнце и грелись у костров, плескались в воде. Видимо, маме хотелось настоящего плавания. Она мне сказала, что хочет поплыть через Иртыш. Объяснила, чтобы я не боялась, её будет плохо видно, когда отплывёт далеко. Из-за сильного течения, которое может значительно отнести в сторону даже сильного пловца, мама пошла по берегу в сторону, подальше от центра "пляжа", чтобы потом по-возможности выровняться, если течение все-таки отнесёт. Зашла в воду. И поплыла в огромных пластах плотных волн. Я смотрела и сначала было просто интересно. А потом, когда она была уже на середине реки, стало тревожно. Вспомнились все предостережения насчёт плавания в нашей суровой реке. Например о том, что нельзя близко плыть около крупного речного судна самому или даже находясь в лодке, чтобы не затянуло под него в винты. И коварные "воронки", чтобы не закрутили и не утянули. И чтобы судорога не скрутила в холодной воде.
Смотрю, смотрю, расстояние от нашего берега до нее все больше. Уже видишь просто не большую точку, такой маленькой кажется голова человека над водой.
Понятно, что она устала. Но плывёт. А потом вообще хорошо. Видно, что обратно возвращается! И хотя предстоит преодолеть большое расстояние, всеравно лучше, когда путь в сторону дома!
Я и сейчас думаю, как можно решиться переплывать такую реку как Иртыш! Это очень большой риск. Но, видимо, он зачем-то ей требовался. Может быть, проверить себя на смелость и выносливость. Сколько надо иметь физических и духовных сил! Не у каждого такие силы есть. У моей мамы они были!