С творчеством этой потрясающей группы я познакомилась еще в детстве. Первыми песнями, которые ввели меня в фантастический мир красивых и необычных композиций, были «Время-песок», «Нелюбовь», «Я с тобой». Я еще тогда ошибочно думала, что песни исполняют две девушки. Ева могла петь абсолютно разными голосами – от низкого до высокого. И когда, наконец, я увидела коллектив по телевидению, была очень удивлена, что исполнительница одна, и поражена ее вокальными данными.
Группа возникла в 1996 году как джангл-проект в городе Санкт-Петербурге, состояла изначально из трех человек: Юрия Усачева, Евгения Арсентьева и Евы Польны. Название группы появилось, когда шла работа в студии над первыми песнями. Музыканты отказывались пойти с друзьями на вечеринки и дискотеки. Все решили, что они ведут себя странно, прямо «гости из будущего». Музыка из первого альбома «Через сотни лет» (1997 г.) широкой российской аудитории оказалась непонятна. Тогда коллектив поменял творческое направление, и 8 Марта 1998 года по приглашению DJ Грува состоялся первый концерт группы в ночном клубе «Титаник». В том же 1998 году Евгений Арсентьев ушел из коллектива. Продюсером группы стал Евгений Орлов, после заключения с ним контракта музыканты переехали в Москву. С 1999 года популярность группы резко возросла, а песня «Беги от меня» побила все рекорды. В этом же году коллектив впервые принимает участие в фестивале «Песня года» и выходит в финал с песней «Нелюбовь». Примерно с 2000-го года, почувствовав себя вполне самодостаточными и состоявшимися, музыканты разорвали отношения с продюсером и отправились в свободное плавание. За время существования коллектива было выпущено несколько альбомов:
Через сотни лет… (1997)
Время песок (1998)
Беги от меня (1999)
Зима в сердце (2000)
Это сильнее меня, часть 1 (2000)
Ева (2002)
Это сильнее меня, часть 2 (2003)
Больше, чем песни (2005)
За звездой (2007)
Тексты всех песен написаны Евой Польной, а музыка – Юрием Усачевым. На протяжении нескольких лет музыканты создавали свои хиты в самых разных направлениях: джангл, эмбиент, лаундж, драм-н-бейс, эйсид-джаз, поп. Коллектив ездил с гастролями по стране, давал концерты в ночных клубах, в камерном зале Санкт-Петербурга, сольный концерт в Москве во МХАТе им. Горького. В марте 2009 года Ева Польна сделала заявление о том, что Юрий Усачёв покинул группу, но сама группа «Гости из будущего» не прекратила существования.
Песни этих музыкантов я для себя делю на несколько категорий: философские («Время-песок», «Отважно», «Разбить души твоей окна», «Девушка, которая поет», «Все решено», «На краю небес», «Реальна только музыка»), композиции, в которых используются образы литературных персонажей («Голубой ангел», «Ундина», «Жар-птица», «Ромео и Джульетта»), любовная лирика. Песни о любви хочется разделить на 2 подгруппы: грустные с надрывом («Беги от меня», «Нелюбовь», «Я с тобой», «Зима в сердце», «Это сильнее меня», «Даже если она не вернется», «Он чужой», «Почему ты», «Он улетел», «За звездой») и спокойные лирические («Ты где-то», «Не говори больше о любви», «Лучшее в тебе», «Грустные сказки», «Я рисую»).
Песня «Время-песок», увидевшая свет в далеком 1998 году, раскрывает тему быстротечности времени. Это осуществляется путем использования приемов сравнения («время-песок, время-вода», «пленница-жизнь»), олицетворения («время…вырваться хочет»), метафоры («осколок в сердце застыл, как нож», «стою на краю в ожидании прыжка»). Сама человеческая жизнь уподобляется прыжку, короткому мгновению, которое закончится, не успеешь оглянуться, и тогда наступит покой:
Стаю на краю в ожидании прыжка,
Сердце стучит обратный отсчёт.
Всё пройдёт, и я буду так далека:
Время вышло, пора на взлёт (…)
Рекой, рекой
Уношусь в покой
Без слов, без снов
Прочь от себя самой.
В песне «Так отважно» (2000 г.) звучит другая мысль - о бесконечности времени и любого мгновения во вселенной:
Отдала всю нежность, потеряв беспечность.
Видно, нужно вновь родиться мне.
Только я, как прежде, верю в бесконечность
Каждого мгновенья на Земле.
В своих песнях Ева Польна также задумывается о человеческой душе, ее силе и слабости («Разбить души твоей окна», 2000 г.). Душа может возродиться из пепла, как феникс; разбиться и вновь собраться по кусочкам; упасть в пропасть и взлететь:
Разбить души твоей окна
И вставить новые стёкла (…)
Ты хочешь броситься в пропасть -
За нею следует лёгкость,
Легко, как во сне.
Ты ничего не боишься,
А может, просто не веришь.
Я не такая, как все.
Душа способна умереть и возродиться, как природа весной:
Говорят, что душа — это сад,
Только он не цветёт зимой.
Тема полета души продолжается в песне «На краю небес» (2005 г.):
Мы не ангелы, не птицы,
Летает в нас одна душа,
Мы будем звёздами светиться,
На Землю глядя чуть дыша.
Это чувство полета объединяет две души во вселенной, две половинки:
Когда увидимся мы снова
На перекрёстке двух миров,
Я буду за тобой готова
Идти в созвездье Гончих Псов (…)
Даже на краю небес, если мир исчез,
Я тебя найду и скажу на прощание:
Если мир исчез на краю небес,
Я не упаду, я дала обещание.
Композиция «Все решено», вошедшая в альбом «Больше, чем песни» 2005 года, поднимает тему человеческой ничтожности перед вечностью и вселенной:
Всё решено за меня где-то на облаках.
Прошу тебя перестань - ты не выбираешь.
Но несмотря на то, что человек – это всего лишь песчинка среди миров, он продолжает жить, радоваться мелочам и одновременно стремиться к вечному, пытаясь доказать теорему жизни. Глубокая философия в данной композиции подается под ритмы веселой танцевальной музыки. В студенческие годы мы с подружками обожали эту песню, отплясывали под нее на дискотеке.
Ссылка на клип "Время-песок" https://www.youtube.com/watch?v=3ehnK4N6nJA
Ссылка на клип "Так отважно" https://www.youtube.com/watch?v=cazBTQ_eQKo
Ссылка на клип "Разбить души твоей окна" https://www.youtube.com/watch?v=8CpDHwgdV48
Ссылка на клип "На кра небес" https://www.youtube.com/watch?v=sOpJloXYh5k
Ссылка на клип "Все решено" https://www.youtube.com/watch?v=Sn_c6sr99p0
Любой человек искусства не может обойти тему творчества. В песне «Девушка, которая поет» (2003 г.) лирическая героиня вопреки жизненным невзгодам остается верна слушателям и зрителям:
Ничего, ничего не случилось: то не слезы, а капли росы.
Потихоньку душа просочилась сквозь песочные эти часы.
Почему, почему так нечестно превращается счастье в беду?
Если счастье становится песней, я ее оборву на ходу.
Ничего, ничего не осталось: я живу только здесь и сейчас.
Я так долго для вас улыбалась. А хотите, заплачу для вас?
Здесь идет отсылка к известной песне Аллы Пугачевой «Женщина, которая поет». Лирическая героиня песни идет по стопам более опытной артистки, следует ее примеру, чтобы «не пресытиться любимым делом».
Чувство глубокой привязанности к музыке настолько возрастает, что в следующей композиции лейтмотивом звучит фраза «Реальна только музыка» (песня 2007 года). Для счастья достаточно «жить налегке», имея «две мечты в рюкзаке». Без музыки «только пустота внутри».
Ссылка на клип "Девушка, которая поет" https://www.youtube.com/watch?v=2s7agPHmth0
Ссылка на клип "Реальна только музыка" https://www.youtube.com/watch?v=SKTsIDVa3ig
В нескольких песнях группы «Гости из будущего» используются образы литературных персонажей. Начну с «Голубого ангела» (2000 г). Это одна из моих самых любимых песен. Фильм с одноименным названием был снят в 1930 году Джозефом фон Штернбергом по роману Генриха Манна «Учитель Гнус». В нем описана неоднозначная история любви и падения человека в бездну из-за этой любви. Такое же манящее и одновременно губящее чувство в песне:
Я голубой ангел грусти,
Куда себя деть, не знаю,
Любовь к себе не пустит,
А без любви я таю.
Я пламенный ангел страсти,
Зовется мой танец дрожью,
Душа моя рвется на части,
Любовь достучаться не может.
Голубой ангел – символ страстной разрушающей любви, из-за которой «по капле теряется воля», «душа замерзает», «сердце одиноким волком бродит».
Образ разрушающей любви появляется также в песне «Жар-птица» (2002). Этот сказочный персонаж используется для более яркого изображения страсти:
Ты моя Сахара -
Не могу напиться.
Все твои пожары
На одну Жар-птицу.
Сахара и жар-птица символизируют любовь, граничащую с безумием, любовь, слепую и отчаянную, любовь, без которой нет жизни, а впереди только смерть:
Разве можно любить тебя больше?
Больше можно лишь ненавидеть (…)
Ты боишься слова «навечно».
Ты уходишь - я улыбаюсь.
Как же это бесчеловечно -
То, что я еще просыпаюсь.
Ты боишься слова «навечно»
И в судьбу не веришь напрасно.
Ну а мне если гнать, то по встречной,
Ну а мне если жить, то насмерть.
Отсылка к «самой печальной повести на свете» идет в песне «Ромео и Джульетта» (2002). Здесь та же грустная история любви сквозь столетия, все повторяется:
Всё слишком честно, так мало места,
Так много грусти, так много мести,
Я — как Ромео, ты — как Джульетта,
Нас ненавидят люди за это.
Еще одна потрясающая песня – «Ундина» (2000 г.). Так называли мифических существ в германо-скандинавской мифологии (аналог русалки). Романтическую повесть «Ундина» написал в 1811 году Фридрих де ла Мотт Фуке. Сказочный сюжет рассказывал о трагической любви Ундины к человеку — рыцарю Хильдебранду. Чтобы получить человеческую душу, она должна выйти замуж за своего любимого. Но у того уже есть невеста. Однако Ундина не собирается отступать и уводит у соперницы жениха прямо перед свадьбой. Но их любви не суждено быть долгой. Повесть заканчивается трагическими смертями обоих влюбленных. Такая же трагическая любовь предстает и в песне группы «Гости из будущего». Лирическая героиня ассоциирует себя с Ундиной, полюбившей такого далекого ей человека. Она пытается избавиться от этого чувства, просит любимого отпустить ее («отучи меня думать о тебе»). Но ничего не помогает. Сильное чувство губит ее, половина сердца перестает биться, она погибает:
Замолчала сердца половина,
Половине холодно одной (…)
Капли на щеках солонее моря.
Как смешно звучит - у русалки горе!
И пускай заря в пену превратит,
Но любовь моя в небо улетит.
Ссылка на клип "Голубой ангел"https://www.youtube.com/watch?v=hcEaSQ91-LM
Ссылка на клип "Жар-птица" https://mvclip.ru/clip/gosti-iz-budushchego/zhar-ptitsa
Ссылка на клип "Ромео и Джульетта https://www.youtube.com/watch?v=KUS5273uBzo
Ссылка на клип "Ундина" https://www.youtube.com/watch?v=zoeBuDUxbEs
Тему любви я уже отчасти затронула в песнях, использующих образы литературных героев. В них предстает та самая любовь с надрывом, ведущая к гибели. Я продолжу эту тему.
Песня «Нелюбовь» (1999 г.) построена на приеме противопоставления любовь-нелюбовь. Чувство любви двух лирических героев похоже на болезнь, они оба сосредоточены только на себе:
Губишь ты меня, желая,
Чтоб одним тобой жила я,
Но всегда я на свободе
Со своею нелюбовью (…)
Улыбаясь, сердце губишь,
Лишь свою любовь ты любишь.
Я останусь с этой болью,
Со своею нелюбовью.
В песне «Беги от меня» того же 1999 года любовь-ненависть доходит до предела, лирическая героиня даже призывает бежать от нее подальше, «пока не поздно», потому что «я – твои слезы», « я твоей мечтою не стала» и «на сердце пустота». Эта песня когда-то звучала из каждого утюга. Мы ее дружно распевали в школьные годы, когда ходили в поход (эх, вернуть бы хоть ненадолго это время…)
Сильная неземная любовь предстает в композициях «Я с тобой» 1999 года и «Это сильнее меня» 2000 года (но только на первый взгляд), два человека не могут дышать друг без друга:
1)Без тебя нет меня, ты волнуешься зря,
Заблудись в моих снах, улыбнись мне в ответ.
Я с тобой, я твоя, и для меня не секрет:
Без меня тебя тоже нет.
2)Это сильнее меня,
Это больнее огня,
Я никогда не кричу,
Только тебя я хочу.
Это страшнее беды,
Это важнее воды,
Это сильнее меня,
Это сильнее меня.
Но если вдуматься, то понимаешь, что такое чувство - нездоровое, маниакальное. Два морально здоровых человека дают друг другу жить, не перекрывают кислород.
Песня «Зима в сердце» (2000 г.) открывает одинокую человеческую душу, зима – своеобразный символ пустоты в сердце. Но, несмотря на драматизм композиции, именно здесь появляется некая небольшая свобода от любви-ненависти, лирическая героиня начинает понимать:
Знаю я, что можем мы друг без друга (...)
От твоего вскрика, без твоего вздоха
Я слишком отвыкла, я слишком свободна.
А в песне «Он чужой» (2002 г.) уже приходит осознание чуждости человека и болезненной любви:
Он чужой, он чужой, он плохой.
Ничего не говори,
Ведь он унес мое сердце с собой.
Он чужой, он чужой, он плохой.
Ничего не говори,
Он это лучшее, что было со мной.
В грустной песне «Почему ты» (2003 г.) главной темой становится расставание. Это ожидаемый итог нелюбви. Использование риторических вопросов в припеве показывает сомнения лирической героини в правильности решения:
Почему день? Почему солнца счет?
Как поверить в мир, если даже мира нет?
Сколько можно ждать, провожая поезда?
Почему ты? Почему навсегда?
Лейтмотивом следующей песни проходит мысль: «он улетел, не обещал вернуться» («Он улетел», 2002 г.). Здесь не только расставание, но и горечь потери.
Та же проблема и те же сомнения в песне «За звездой» (2007 г.):
За звездой, выше крыш
Просто беги за ней.
Ну что же ты стоишь?
Потерять и найти.
Не отпускай любовь!
Ну что же ты? - Лети!
Лирическая героиня хоть и «не верит обещаниям», знает, что «все равно ничего не изменится», но не хочет отпускать любовь. Эта композиция настолько нравилась мне, что я потратила целых 30 рублей мобильного интернета, чтобы скачать ее тогда, в 2008 году. И потом просто затерла ее))
В песне «Даже если она не вернется» (2000 г.) темами становятся расставание и одиночество. В красивой метафоре «душа совсем промокла под брызгами любви» мы видим, насколько нелюбовь извела героев. Вопреки грустному финалу, светлым мотивом звучит мысль о том, что герой научился по-настоящему любить, не эгоистично, думая только о себе, а самоотверженно, отдавая душу:
Даже если она не вернется,
Ты не сможешь ее позабыть.
В час, когда в небе солнце проснется,
Ты поймешь, что умеешь любить.
Даже если она не вернется,
Ты за ней не отправишься в путь.
Только память с тобой остается,
Знаешь ты, что ее не вернуть (…)
Глаза посмотрят смело
И улыбнутся вновь.
И снова сердце пело
О том, что есть любовь.
Ссылка на клип "Нелюбовь" https://www.youtube.com/watch?v=S5Kgih6kW4E
Ссылка на клип "Беги от меня" https://www.youtube.com/watch?v=gOYyrCzjZaU
Ссылка на клип "Я с тобой" https://www.youtube.com/watch?v=9I9qTcIEUZw
Ссылка на клип "Это сильнее меня" https://www.youtube.com/watch?v=Q9ZcppMsehQ
Ссылка на клип "Зима в сердце" https://www.youtube.com/watch?v=Dl8GQct0PN8
Ссылка на клип "Он чужой" https://www.youtube.com/watch?v=CktJAMotmWI
Ссылка на клип "Почему ты?" https://www.youtube.com/watch?v=Q0qs9BPJrpg
Ссылка на клип "Он улетел" https://www.youtube.com/watch?v=IbFzzlqTn68
Ссылка на клип "За звездой" https://www.youtube.com/watch?v=9Hn3xnq7sks
Ссылка на клип "Даже если она не вернется" https://www.youtube.com/watch?v=nzNfdK-rLqY
На этой светлой ноте я перейду к спокойным лирическим песням о любви. Начну опять же со своей любимой песни «Ты где-то» (2000 г). В этой красивой романтичной композиции, на мой взгляд, предстает не сама любовь, а предчувствие любви:
Ты где-то, ты где-то,
Но только не со мной,
Ты где-то, ты где-то,
Ты сон мой неземной.
Ты где-то, ты где-то,
Ты ангел моих снов.
Ты где-то, ты где-то
Ты моя любовь…
Именно поэтому его/ее образ размыт и нереален. У меня эта песня ассоциируется с поездкой к бабушке на Урал. Мы так редко туда ездили (долгий путь, и очень дорого). Однажды в поезде весь день звучала эта песня, я подпевала и любовалась проплывающими пейзажами за окном (а младшая сестра иногда, шутя, меня одергивала и говорила: «Хватить пищать»). Мама с папой были молодые, красивые, здоровые и счастливые. Небольшое лирическое отступление )))
Красивая грустная песня «Не говори больше о любви» (2002 г.) - это своеобразная исповедь души о прошедшей любви. Здесь нет ни боли, ни надрыва, а только тихая печаль:
Не будет в нашей книге новых глав,
Былых историй строчки расплылись,
Погибли чувства, с высоты упав,
А новые, увы, не родились.
Я все стерплю - я сильная, пойми,
Я знаю, как попасть на край земли,
Как сердце улыбается любя
Уже не от тебя, не от тебя.
Похожее состояние души лирической героини и в песне «Грустные сказки» (2005 г.). Здесь приходит мудрое осознание того, что печальные истории зачем-то случаются в жизни и меняют нас:
Как жаль, что не убежать от себя,
Не построить нам замков воздушных.
Очень жаль, что друг другу с тобой мы уже не важны.
Печаль, но не удержать,
Не решить, кто из нас и кому больше нужен.
Только грустные сказки, наверное, тоже нужны.
В песне «Я рисую» (2005 г.) любовь лирической героини меняется, эволюционирует: она радуется счастью родного человека, не мешает ему, не душит своей любовью («моя любовь слишком велика»). Она счастлива уже от того, что счастлив он, она сильная:
И я налью себе вино. Что дальше?
Птичкой постучусь в твоё окно, как раньше.
Не пугайся, на руках моих не кровь, а краска.
Я рисую нашу сказку(…)
Как тростинка на ветру,
Я согнусь, но не умру.
Будет неба чистый лист и солнца будут краски,
Нарисую снова сказку.
От прошедшей любви остаются только лучшие воспоминания («Лучшее в тебе», 2005г.):
Я знаю, только лучшее в тебе -
Мне от любви не страшно задохнуться (…)
Знай, нам не дано с тобой
Время остановить или сойти за поворотом.
Рай каждому будет свой,
Но я возьму с собой нежные наши дни и ноты.
От любви уже «не страшно задохнуться», она больше не давит, а дарит покой.
Ссылка на клип "Ты где-то" https://www.youtube.com/watch?v=tt88thw4hfs
Ссылка на клип "Не говори больше о любви" https://www.youtube.com/watch?v=qFH-TThpEzI
Ссылка на клип "Грустные сказки" https://www.youtube.com/watch?v=G7gQ3ilkfLU
Ссылка на клип "Я рисую" https://www.youtube.com/watch?v=gWNOEz3Nhdw
Ссылка на клип "Лучшее в тебе" https://www.youtube.com/watch?v=K5Nco8aDilQ
Талантливая и необычная музыка группы «Гости из будущего» в детстве не оставила меня равнодушной. Да и сейчас я люблю песни Евы Польны и Юрия Усачева и часто пою их в караоке. Это не просто песни-однодневки, а глубокая поэзия, которая, я надеюсь, переживет еще не одно десятилетие. Как философская, так и любовная лирика заставляет задуматься над важными вопросами: быстротечности времени, полета души, ничтожества человека перед вселенной, влияния искусства на людей, убивающей любви (нелюбви), истинной любви.